НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
протоиерей Андрей Ткачев
Притчу о блудном сыне можно рассматривать как историю отдельного человека – то, что касается нас всех и каждого. Это универсальная притча. И можно ее рассматривать как притчу, которая говорит о человечестве. Я прошу вас обратить внимание на 15 - ю главу, стихи 11-32 - здесь в 21 строчку вместилась вся история отдельной человеческой души и отдельно взятого человека. Скажу, что Евангелие - это текст необычайной плотности. Физики говорят: вселенная началась с Большого взрыва, когда вся материя была помещена в одну микроточку, плотность была запредельная – а потом все разорвалось, разлетелось, и сейчас существует все это многообразие. Запредельная плотность, невообразимая человеческим мозгом. Это категория применима к Евангелию. 25 строчек – и в них вся история и моей жизни, и твоей, и его, и всех жизней. Плюс к этому - история всего человечества. Вот что такое Евангелие. Т.о. притча о блудном сыне - это еще одно доказательство, что Христос – Бог. Если бы Христос не был Богом – Его слова не имели бы такой плотности. Такой силы, такой власти, такого влияния на человека и на человечество. Сколько слов в мире сказано, Господи, помилуй – произнесены миллиарды, тонны, вагоны слов – и все это по большей части словесный мусор. Редко - редко что остается и живет в веках, как шекспировы сонеты или романы Достоевского. А Христос живет. Он ничего не писал. В романе Достоевского «Братья Карамазовы», в главе об инквизиторе говорится, что если бы все мудрецы мира сошлись бы в одном месте и в один час – они не придумали бы таких сложных, и одновременно простых трех вопросов, как те, которые дьявол предложил Христу: хлебы, чудо и власть. Все. Никто так не смог сжать до квинтэссенции жизнь человеческую, как тот, кто вращает человека. Или Тот, Кто создал человека. Т.е. Бог и дьявол борются за человека. Бог создал человека, дьявол крутит человека. И притча о блудном сыне такая же, она плотная, как ртуть. И тяжелая, как ртуть. Если сравнить всякие слова с водой-то между водой и ртутью такая же разница по плотности, как между притчей Христовой и прочими словами.
А я предлагаю вам рассмотреть вопрос не только личного покаяния, но также и мировой истории на примере притчи о блудном сыне.
Откроем притчу. Читаем. Сказал младший из них: Отец, дай мне следующую мне часть имения. И дальше: И отец разделил им имение. Что значит: «дай мне мою часть»? Это значит, что он торопит отца умереть. Отец, без сомнения, властвует над детьми. Древний мир не знал демократии в нашем пошлом смысле. Он знал разные формы строения, но это была не наша демократия. Женщины там не голосовали. Наших свободных нравов древний мир не знал. Там был закон отца, «юрис патрис». Если женщина рожала ребенка от мужчины и клала его перед ним на землю, а он его не брал с земли – то ребенок считался незаконнорожденным. Только если отец брал ребенка с земли, поднимал его на руки - ребенок считался его собственным. Т.е. признать или не признать дитя своим ребенком - это было полное право отца. В древнем обществе отец был законодатель, судья и исполнитель. Он мог вести на войну, он мог карать смертью, он мог все. И когда говорится про отца в притчах – то именно в таком древнем духе. Отец – это образ Бога, и он может все, имеет право на все. Ты вступишь в мои права и получишь некую часть имения, когда я уйду из жизни – таков был закон. Я старый, но я еще не умер, простите. Когда я буду умирать –напишу завещание, может, уже написал. Но вы вступите в права только тогда, когда я умру. Вот тебе будет мельница, тебе – поле, тебе – винное точило, тебе - стадо овец. Но вы, пока я жив - ничем не воспользуетесь. Вы просто живете со мной, под моей властью. Вот, когда я умру – вы хозяева. Дальше - как хотите. Таковы законы, установленные в обществе, где происходило действие притчи. Что значит просьба молодого человека: «Отец, дай мне следующую мне часть имения»? Это значит: «Слушай, быстрее бы ты умер!» Именно это, и больше ничего. «Я должен вступить в права наследства. У меня есть некая часть. Я – твой законный сын. Ты отписал мне мою часть. Но я уже сейчас хочу ею пользоваться как хозяин. А пока ты живешь –не могу. Слушай, умри быстрее». Это очень важно понять. Это должно быть понятно грешному человеку - допустим, сын миллионера хочет вступить во власть над миллионами - он может даже заказать своего отца, чтобы быть наследником, потому что хочет пользоваться – а отец живет и командует до сих пор. Поэтому в этих словах сына к отцу расшифровывается следующий текст: «Слушай, как плохо, что ты живешь! Умри быстрее. Ты надоел». И вот здесь – внимание. Отсюда поподробнее. Если мы под Отцом понимаем Бога, а под сыновьями – людей, то что это значит: «Умри быстрее»? – «Я хочу насладиться жизнью – а Ты мешаешь». Действительно, Бог мешает людям наслаждаться жизнью. Бог говорит: «Не прелюбодействуй, не кради, чти отца и мать, жертвуй, милуй, трудись, терпи». А Ему отвечают: «Слушай, надоел ты вообще. А можно без всего этого? Можно я поживу без тебя? Лучше бы ты вообще умер. А я пожил бы на твоем, без тебя, в свою сласть». Но Бог не может умереть, Бог бессмертен, вечен, свят, блажен, непостижим. Он и есть, собственно, первая и главная реальность. Но, заметьте себе, что слова: «лучше бы ты умер» и «быстрей умри» по отношению к Богу в истории уже звучали.