В Великую Отечественную войну коллектив депо кроме своей основной работы – обеспечения повышенных размеров перевозок – построил бронепоезд "Патриот", вместе с вагонным депо построил два поезда-бани с прожарочными камерами, были сформированы две колонны паровозов особого резерва НКПС (ОРКП), освоил производство миномётов М-82, собрал значительную сумму денег и облигаций займов, отправлял на фронт посылки с тёплыми вещами и подарками.
Каждый день на станцию подавались – поодиночке и сплотками по 5-8 штук – искалеченные, так называемые "больные" паровозы. Их принимали, устанавливали объём повреждений и временно оставляли в ожидании ремонта на запасных путях, а потом вынуждены были прокладывать специальные пути отстоя, вынося их за пределы станции. Эти машины, стоявшие вокруг депо и даже на соседних разъездах, словно раненые солдаты, напоминали о том, что где-то идёт страшная война.
Восстановление "больных" паровозов ложилось на плечи коллектива ремонтных цехов депо сверх их основной задачи – текущего ремонта паровозов, обеспечивающих перевозки на Ишимском отделении Омской ж.д. Надо было устранить повреждения и изготовить скромный запас запчастей для необходимого ремонта в прифронтовой обстановке. В таком наборе обязательно давали деревянные (обычно берёзовые) пробки разных размеров – при "ранении" котла (а это очень уязвимое место) на горячем (работающем) паровозе в отверстие забивали такую пробку. Под действием воды и пара она разбухала, и паровоз на малой скорости мог добраться до базы. Из отремонтированных паровозов формировали колонны особого резерва НКПС (по 25 машин) и отправляли для выполнения прифронтовых перевозок. В колонне обязательно был штабной вагон, в котором хранилась паровозная документация (это вроде техотдела) и документация на работников колонны (подобно отделу кадров), был ремонтный вагон с небольшим запасом запчастей и необходимых материалов. Паровозные бригады формировались в основном из эвакуированных и добровольцев.
Вначале войны было издано распоряжение Государственного комитета обороны за подписью Сталина о том, чтобы квалифицированные рабочие: машинисты, помощники машиниста, токари, фрезеровщики, слесари – оставались на транспорте. Те, кто был призван, подлежали возврату. В депо в середине войны даже прислали подразделение из 30 солдат под командованием старшего лейтенанта, они работали на эксплуатации и ремонте паровозов. Мобилизованные на фронт из институтов студенты старших курсов вернулись в вузы, где ускоренно защитили дипломы, и эти скороиспечённые инженеры были направлены на работу. К нам в депо прибыли Иосиф Левинсон (он даже был ранен) и Виталий Александрович Федосеев (впоследствии работал начальником депо).
В марте 1942 года на стол начальника технического отдела депо положили свёрток чертежей с указанием: "К немедленному исполнению". Это были чертежи миномёта М-82, который солдаты переносили на своих плечах разобранным на части. На всех листах стоял угрожающий штамп: "Не подлежит оглашению и выкопировке". А как отдать токарю задание вытачивать ту или иную деталь без чертежа или эскиза? Мы вышли из положения, поставив ширмы у станков ДИП-300, где точили стволы миномётов.
Изготовление орудий происходило на кооперативной основе: опорную плиту штамповало вагонное депо, отдельные детали ковали в кузнице дистанции пути. После изготовления мы направляли миномёты в Новосибирск, где на них устанавливали прицельные рамки.
Изношенное и устаревшее станочное оборудование не позволяло качественно точить стволы миномётов, отверстия получались эллиптическими, а не круглыми. С большим трудом сделали десять миномётов, на том их выпуск прекратили.
Через три месяца после начала войны мы получили приказ наркома путей сообщения, обязывающий построить в депо Ишим бронепоезд. Прилагались и чертежи. Аналогичных приказов было по Омской дороге ещё три: в депо станций Омск, Петропавловск и Барабинск. Строительство бронепоезда в Ишиме велось под руководством начальника технического отдела, Николая Ивановича Щипцова.
Бронепоезд строили больше года. В ноябре 1942-го – точной даты не знает никто – состоялся митинг. Он проходил в депо на поворотном круге. Особой торжественности не было, поскольку шла война, да и времени было мало. Собрались строители поезда и те, кому его передавали. Пожали друг другу руки. Вместе с бронепоездом на фронт отправились добровольцы: один из лучших машинистов Александр Иванович Соколов, его помощник машинист Николай Матвеевич Шатилович, кочегар Иван Васильевич Степанов. В 1943 году была написана картина "Отправка на фронт бронепоезда "Патриот"". Её написал по памяти художник-любитель Николай Денисович Хломенок, который работал заместителем начальника планового отдела Омской ж. д. Он часто приезжал в Ишим, знал депо и деповчан, поэтому многим на картине сделал узнаваемые лица. Потом эта картина оказалась в Тюменском краеведческом музее.
Повседневный лозунг "Всё для фронта! Всё для победы!" был девизом для деповчан и неукоснительно выполнялся. Об этом свидетельствуют победы коллектива в социалистическом соревновании, за ним очень часто закреплялось первенство не только по Омской дороге, но и первенство в союзном масштабе, что подтверждается присуждением первого места и переходящих знамён НКПС и, ГКО.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 11
https://dzen.ru/video/watch/623d9be7282629666c5b4f87
https://dzen.ru/video/watch/62ef0a5f32ec1d0bf266c329
https://youtu.be/tHGgO1bnJE0(ооо
https://youtu.be/BJ45lF-XbmA?si=s09R0tHj-IvqSRJm
https://dzen.ru/video/watch/64ce8d4760dda97eae8d79e6
https://zen.yandex.ru/id/6225e1a54b0740158846449d
http://www.youtube.com/c/StudiaMishim
https://youtu.be/tZ1lK3BIWUk?si=CwysYAQM4w7qbzOq
https://youtu.be/dnLTusTBvMQ?si=J0KWrjv8tjRTX-ep
https://dzen.ru/video/watch/66a720982d9b641e0b8b1c42?share_to=link
https://dzen.ru/video/watch/65507b6c9e2bb3571218ff61