Хадж, совершённый ради довольства Всевышнего Аллаха, является одним из лучших видов поклонения. В то время как намаз и пост представляет собой только физические действия, а закят – расход только имущества, хадж включает в себя и то, и другое.
В хадисах Пророка ﷺ передаётся, что полноценно совершённый хадж смывает грехи верующего. Однако большинство учёных-богословов сошлись во мнении, что совершение хаджа смывает только малые грехи, что же касается больших (тяжких) грехов, то для них необходимо вознести искреннее покаяние.
Как известно, даже намаз, который по степени выше всех поклонений, смывает только малые грехи, как на это указывает достоверный хадис, переданный имамом Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):
الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ، وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ، وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ، مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ إِذَا اجْتَنَبَ الْكَبَائِرَ
«Совершение пяти ежедневных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста в каждый следующий Рамадан после предыдущего искупают грехи, совершённые в промежутке между ними, если только среди них не было тяжких грехов». (Имам Ахмад, 9197; Муслим, 233; Тирмизи, 214)
Однако некоторые учёные утверждают, что хадж смывает не только лёгкие, но и тяжкие грехи. Они говорят так, исходя из буквального смысла хадиса, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) – он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ حَجَّ لِلَّهِ فَلَمْ يَرْفُثْ، وَلَمْ يَفْسُقْ، رَجَعَ كَيَوْمِ وَلَدَتْهُ أُمُّهُ
«Тот, кто совершил хадж ради довольства Всевышнего Аллаха, не сквернословя и не совершая ничего греховного и недостойного, вернётся домой таким же, каким был он в тот день, когда родила его мать (безгрешным)». (Бухари, 1521; Муслим, 1350)
Они также опираются на другой хадис, переданный от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
العُمْرَةُ إِلَى العُمْرَةِ كَفَّارَةٌ لِمَا بَينَهُمَا ، وَالحَجُّ المَبْرُورُ لَيْسَ لَهُ جَزَاءٌ إِلاَّ الجَنَّةَ
«Совершение каждой следующей умры после предыдущей служит искуплением грехов, совершённых между ними, что же касается безупречного хаджа, то не будет за него иного воздаяния, кроме Рая». (Бухари, 1773; Муслим, 1349)
Но вместе с тем эти учёные отмечают, что это смывание подразумевает только грехи, а требование возместить пропущенные поклонения остаётся. Например, тот, кто совершил хадж и имел пропущенные намазы, обязан возмещать их, ибо хадж смывает грех только за откладывание этих намазов. Такое же решение действительно относительно других поклонений.
Если вдобавок к совершению хаджа верующий вознесёт ещё и искреннее покаяние, то смываются все его грехи, в том числе тяжкие, за исключением тех, которые так или иначе затрагивают другого человека. Однозначно, хадж не смывает грех, если он затрагивает другого человека, пока согрешивший не загладит свою вину перед тем, кто пострадал от него.
А если этот грех касается кражи или присвоения денег, иных материальных ценностей и тому подобного, то их нужно вернуть владельцу. В случае невозможности вернуть конкретное присвоенное имущество необходимо полностью компенсировать пострадавшему его убытки. В противном случае ему не избежать возмездия, если только пострадавший не простит его.
Имам Мулла ‘Али аль-Кари в своей книге «Миркат аль-Мафатих шарх Мишкат аль-Масабих» пишет об этом следующее:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1