Таким образом, заявление о том, что «реальность – это сновидение», содержит тонкую опасность. Реальность – это не сновидение. Она совершенно неописуема. Что бы мы о ней ни говорили, она не будет этим.
"Пустотность – это противоядие от видения явлений как реально существующих, однако сама пустотность тоже пуста. Это называется пустотностью пустотности. Вам не на что повесить свою шляпу – вы не повесите её даже на пустотность. Не сжимайте реальность до какой бы то ни было концепции, аналогии, метафоры, учения или философии."
Переживания, особенно переживания абсолютной реальности, невыразимы. Даже на относительном уровне переживание фундаментально неописуемо. Например, вы можете описывать вкус шоколадки «Сникерс» до потери пульса, но пока другой человек не попробует её сам, он не узнает, о чём вы говорите. Писатели, а также поэты, музыканты, танцоры и художники очень стараются. Однако реальность невозможно уловить в чём то настолько крошечном, как рассказ или повесть, стихотворение, симфония, танец или картина. Попробуйте описать оргазм или снег тому, кто никогда не испытывал блаженства или не знал холода. Описать природу ума и реальности тому, кто никогда её не испытывал, ещё сложнее.
"Реальность подобна сновидению. Она – не сновидение. Реальность – не иллюзия. Она иллюзорна. Как предупреждали мастера, «самоосвободи даже противоядие». Утверждение, что реальность подобна иллюзии, – это противоядие утверждению, что она плотная, устойчивая и независимая. Теперь отпустите это противоядие.
Мастер дзогчен Кхенпо Тенпа Юнгдрунг говорит: «Всегда помни, что сама иллюзия – это тоже иллюзия».
Мы пытаемся расплавить своё плотное видение реальности, видение, причиняющее нам так много ненужных страданий. Его замена видением того, что реальность подобна сновидению, не является окончательным воззрением. Окончательного воззрения НЕТ, так как любое воззрение всегда остаётся концептуальным, а значит, условным .. Мы можем попасть в цель лишь прямым переживанием, а не учением. Учение указывает в правильном направлении, подобно пальцу, указывающему на луну. Однако не нужно путать палец с луной.
Лишь когда вы полностью превосходите концепции, разворачивается переживание реальности. Это ещё одно определение пустотности: явления пусты, или свободны, от наших идей о них, реальность пуста, или свободна, от наших концептуальных инсинуаций. Тогда вы действительно видите. Когда же вы попытаетесь описать то, что видите, возможно, вы скажете: «Ну… Это похоже на сновидение».
Это разрушительное послание уничтожающее всё, что вы пытаетесь сказать о реальности. Если вы можете описать что то словами, последователи прасангики уничтожат эти слова и оставят вас ни с чем.
Итак, отсутствие чего бы то ни было – самое ближайшее описание истины. Это называется НЕутверждающим отрицанием. Вы отрицаете, но не утверждаете, оставаясь с пустыми руками, в которых оказывается истина. Утверждение, что реальность – это сновидение, является неутверждающим отрицанием. Сновидение отрицает плотность, но ничего не утверждает на её месте.
Эндрю Холечек
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев