На вопрос, почему она редко дает интервью, актриса отвечает: «
| Не люблю пустых разговоров. Приходите в театр, смотрите спектакли, в которых я играю. Больше, чем на сцене, я сказать не могу».
Она родилась в Ленинграде 3 июля 1944 года — как вспоминала сама Тенякова, «сильно недоношенной».
Родители были далеки от искусства — семья инженеров, — но и песни слушали, и сами пели и танцевали, как, наверное, все в те времена. Так что после школы она поступила в институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на актерский курс Бориса Зона.
.
Её актерская судьба сложилась на редкость удачно. Благодаря человеку, которого звали Борис Вульфович Зон. Я никогда не стала бы актрисой, если бы попала к другому педагогу. Меня просто сломали бы.
Не хочется говорить банальности, но Зон в каждом гадком утенке видел нечто фантастическое. Это поразительно — как он угадывал! Брал совершенно бесформенное существо и видел в нем будущую форму. Индивидуальность не трогал вообще, а только обихаживал, поливал. Невероятно, но он в каждой девочке мог разглядеть будущую красавицу…
— Но вы-то всегда были красавицей
— Я была толстой девкой с двумя косицами. А Зон во мне что-то увидел. И об Алисе Фрейндлих он еще в институте говорил: «Настанет ее театральное время, когда она не мальчиков-девочек будет играть». И то, что Алиса будет красавицей, Зон тоже предсказал. Вы посмотрите, какой она стала. Как ей идет возраст!
А как Зон учил нас работать над ролью! Помню, как перед тем как начать репетировать «Машеньку», он заставлял меня пройти всю биографию персонажа. Как она едет в поезде к деду, о чем думает, как подходит к двери… С тех пор я никакого режиссера не боюсь, даже самого остолопа, — потому что знаю, с чего начинать.
— Как вы познакомились с Сергеем Юрьевичем?
— На третьем курсе меня пригласили на съемку «Большой кошачьей сказки» по Чапеку: «Придешь и сыграешь эпизод, невесту Юрского». Что?! Я и великий Юрский?! Не может быть!
Вхожу в полуобморочном состоянии в огромный зал. Сидит Юрский, что-то листает. Режиссер говорит: «Познакомьтесь, Сергей Юрьевич, это студентка Наташа Тенякова». Я как под наркозом: иду медленно, косолаплю ногами… Юрский встает, поправляет бабочку. А я не знаю: подать ему руку или не подать? Если бы меня представляли Станиславскому, я протянула бы ему руку? Ведь Станиславский и Юрский — для меня одно и то же. Протягиваю ладошку. Юрский берет мою руку и целует.
— Многие знают, что Сергей Юрский и Наталья Тенякова — муж и жена. Но, оказывается, по паспорту вы тоже Юрская!Когда вы поменяли фамилию? И почему?
— А назло. Во время гонений на Юрского в Ленинграде ему не давали работать, он был везде запрещен. Его как диссидента выживали из города, и мы были вынуждены уехать. Как? Куда? Где жить? Решили податься в Москву, но тогда никто не менял московские квартиры на питерские…
И вот тут начались всякие гадкие уговоры: «Наташ, ну тебе-то зачем? Тебя-то никто не трогает, останься в Питере. Ты первая актриса БДТ, будешь играть все роли…» Я в тот же день пошла и сменила фамилию на Юрскую.
«Не надо тянуть одеяло на себя!»
— Будучи блистательной театральной актрисой, вы очень мало играли в кино. Нет ли у вас обиды на кинематограф за невостребованность?
— Да бог с вами! Какие обиды? Мне никогда не нравилось играть в кино! Для меня это неинтересно, скучно… Снимают отдельными кусками, то с конца начнут, то с середины. То ли дело театр: собрался, сделал глубокий вдох — и сыграл на одном дыхании от начала и до конца.
— На съемках фильма «Любовь и голуби» вам тоже было неинтересно и скучно?
— На этой картине подобралась прекрасная компания. Поэтому и фильм получился замечательным — плохое настроение на раз снимает. Я его очень люблю, а на съемки попала случайно.
— Меньшов никак не мог подобрать для Юрского партнершу и уговорил его посодействовать с приглашением супруги.
Все стали уговаривать меня сыграть его старуху, и Юрский тоже подключился: «Ну, Наташа, давай вместе, чего уж там»…
В итоге они вместе играли тех, кто был далек от их реального возраста — 47-летнему Юрскому достался пожилой деревенский алкаш, а 40-летней Теняковой — пожилая деревенская женщина.
«Меня загримировали до неузнаваемости. Потом все лицо было измятым. Знаете, что такое пластический грим? Когда его снимаешь, на лице еще долго остается отпечаток — хоть утюгом разглаживай», — вспоминала она.
Актриса признавалась, что очень любит этот фильм, хотя в нём всё было «чересчур». А ещё она признает, что эта роль сделала её узнаваемой не только в театральной среде.
— Когда вы играли бабу Шуру, вам было всего 40 лет. Не переживали, что вас чересчур состарили?
— А в этом фильме все было чересчур. Юрский, интеллигент в пятом поколении, играл деревенского алкаша. Я — бабку… Удивительно, но Сережа как-то сразу прикипел к этой роли и, по-моему, создал удивительно смешной образ. А меня загримировали до неузнаваемости. Потом все лицо было измятым. Знаете, что такое пластический грим? Когда его снимаешь, на лице еще долго остается отпечаток — хоть утюгом разглаживай.
Я ей говорю — Санюшка! А она мне — Митюнюшка!
Комментарии 8
Побольше бы таких