Один из фактов засвидетельствованный таможенной службой Екатеринбурга 07.02.1740 года,после жестокого подавления башкирского восстания подтверждает версию о более раннем появлении самовара на Урале. Согласно описи конфискованного имущества оно включало, кроме шести кадушек меда и кулей орехов, медный самовар. А дословно: «Самовар медный, луженый, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». У башкир хорошо была развита и обработка металлов, кузнечное дело, медеплавильная работа. Вышел царский Указ от 11 февраля 1736 года запрещающий заниматься башкирам кузнечным делом. В России самовар начали выпускать позже ,через 40 лет. У башкир многие народные традиции издревле связаны с чаем. Чай пили из трав. По этому поводу англичане шутили: «Есть два народа, которые одинаково пьют чай: англичане и башкиры»
Первой трапезой, посвященной основным этапам жизни человека, считается «бәпес сәйе» («чай в честь ребенка»). После окончания родов все присутствующие садились пить чай в честь этого события, отмечая появление нового человека. Здесь же, за чаем, одаривали повитуху подарком: платьем или платком. Во время трапезы женщины произносили слова благопожеланий: «Бәхетле булhын» – «Пусть будет счастливым», «Балаһы; ҡотло булhын, ата-инәң; терәк; булhын» – «Поздравляем вас с ребенком, пусть он будет опорой отцу-матери». Вторым празднеством, связанным с обрядами послеродового цикла, является «бәпес туйы» («праздник в честь ребенка»). Для этого готовили обильное угощение и приглашали гостей, говоря: «Ул или Кыҙ туйлайбыҙ» – «Отмечаем рождение сына (дочери)». На третий или седьмой день после рождения ребенка устраивали очередное торжество в честь первого представления его обществу. Называлось оно по-разному: «кендек сәйе» – «чай в честь пуповины», «еп сәйе» – «чай ниток», «бәпес ашы» – «чай в честь младенца» и т.д. Приглашались только женщины, чаще пожилые. Гости приносили угощения: масло, сметану, сладости и всевозможную выпечку. После трапезы им раздавали мотки ниток – «бәпес ебе», которые были обязательно белого цвета. Их обматывали 10, 33 или 40 раз вокруг колена и стопы младенца; полученные мотки раздавали присутствующим как символ долголетия ребенка.
У башкир издревле чай подают дважды: перед едой и после. Перед плотным обедом всегда подавали травяной чай с медом или пастилой. Печенье или сдоба не предлагались. После еды через 20-30 минут чай подавали второй раз. Для заварки сушеные травы руками растирали в порошок и заливали кипятком.
фото самовар 17-18 веков у башкир
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев