1 д. ·
"ИДИТЕ И ПРОПОВЕДУЙТЕ..."
1.
Читая Писание, поневоле задумываешься.
Вот, Деяния описывают, как люди получали исцеление, просто, прикоснувшись к одежде апостолов. И чудеса обильно совершались по их молитвам.
Дух Святой как будто изливался из них без меры.
Несомненно, и эти чудеса, и Слово, которое они говорили "со властью", помогали им обращать сердца людей к Богу. И это не сказки, это было: само существование Церкви тому порукой.
Глядя на прошедшие с того времени 2 тысячи лет, сложно отделаться от ощущения, что что-то изменилось.
Никто не спешит касаться одежды преемников апостолов - епископов или священников. Да и мы как-то не торопимся исцелять и воскрешать.
Что изменилось?
Понятно, что и тогда чудо было не самоценно, а служило средством для миссионерской проповеди, для обращения людей к Богу?
Но неужели сейчас в этом нет нужды?
2.
Ещё до революции много говорили и писали о плачевном состоянии православной церкви и христианской миссии в России.
Св. Николай Японский жаловался, что не может найти русских миссионеров для Японии. Хотя и сама Россия нуждалась и в миссионерах, и в священниках ничуть не меньше.
Член Русского Географического общества Михаил Едемский, несколько десятков лет исследовавший Европейский Север, записал такой характерный рассказ одного из жителей Поморья (1927 г.):
«Попы к нам не приходят: приходы маленькие, и их прокормить стало бы очень дорого. Крещение совершают повивальные бабки, а погребение совершается вообще без богослужения. Только изредка посылают за священником, довершающим таинство крещения и совершающим богослужение. Большинство браков остается без благословения».
И это говорили не какие-нибудь раскольники-беспоповцы, а православные христиане.
Вспоминается и рассказ известного библиографа Александра Горфункеля.
Однажды в экспедиции за древними рукописями по глухим северным деревням ему принесли ребенка, чтобы он его крестил.
В то время на тысячи километров вокруг в Сибири не было ни одной церкви и священника.
Он сказал:
"Как я могу крестить? Ведь я - еврей".
Ему ответили:
"Ничего. Ты знаешь Библию, твое крещение будет хорошее".
"Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало" (Мф. 9:37).
3.
Почему-то мне вспоминаются два случая, хотя они как будто никак не связаны с тем, о чем я пишу.
Как-то на аллее в кишиневском парке ко мне подошла стайка совсем молодых мальчиков и девочек. Мальчики были одеты в строгие костюмы с галстуком, а девочки в красивые платья.
Выяснилось, что это мормоны, приехавшие в Молдову из Америки. Они говорили по-русски, хотя и с очень забавным акцентом.
Они не рыскали по аллеям и не накидывались на прохожих, как охотники на добычу. Просто улыбались и завязывали разговор о Боге.
От них веяло молодостью, отчасти наивностью и в то же время открытостью, какой-то светлой радостью.
Я не стал мормоном, после разговора с ними. Но не могу не испытывать уважение к этим 18-летним детям, которые выучили совершенно чужой язык и отправились на другой континент, чтобы поделиться с людьми своей верой.
Другая встреча произошла в Костроме. Мы продавали детский самокат и по объявлению пришла женщина в хиджабе. Она рассказала, что их семья переехала из Таджикистана. Одна из дочерей пошла в школу на класс меньше, чтобы успеть выучить русский.
"А ещё она учит арабский", - добавила женщина. - "Чтобы читать Коран".
"Много ты знаешь христианских семей, где дети читают Евангелие? Не на греческом, хотя бы по-русски?" - спросила меня жена.
В основном, наверное, протестанты.
За семь лет служения в храме деревни Карабаново мне нередко приходилось исповедовать и причащать детей 7 - 12 лет. Особенно много их приводили перед началом учебного года.
Каждому на исповеди я задавал два вопроса: "Читал ли ты Евангелие? Или может быть мама тебе читала?" и "Ты знаешь, кто изображён на этом кресте, который лежит перед тобой на аналое?". Я не помню, чтобы кто-то ответил: "Да".
4.
Почему, в какой момент православное христианство превратилось исключительно в храмовую религию? Мы (себя тоже не исключаю) разучились идти к людям со словом Божиим. А, может, и даров таких не имеем.
Собирая на воскресную службу 150-200 человек в паре десятков городских храмов (из населения города в 200-300 тысяч) мы, кажется, искренне верим, что наша вера жива.
А вокруг городов (да и в них тоже) на огромной территории рассыпаны миллионы номинальных христиан, никогда не слышавших слова Божия, не читавших Евангелия, годами не бывающих на Евхаристии, живущих в браке без церковного благословения, не имеющих возможности крестить детей, исповедаться перед смертью, уходящих в вечность без молитвы.
Помню, как-то мы повезли гуманитарную помощь в несколько деревень в Красносельском районе. Заодно крестили детей. Около десяти человек.
Зарплата в 6-7 тысяч рублей (в четыре раза меньше, чем в Красном или Костроме) была для местных жителей хорошим доходом.
Священник там появлялся в последний раз, наверное, до революции. Если вообще когда-нибудь появлялся. Своего храма там, по-моему, никогда не было.
Ближайший в 15 километрах. Недалеко для горячо верующего, но огромное расстояние для "труждающихся и обремененных", которых ещё никто не привел к вере.
И апостол Андрей до их деревень не дошел. И апостол Павел среди них не родился.
На молебне и крещении они стояли тихо, но видно было, что все происходящее им непривычно и мало что они понимают, хотя служил я на русском.
Помню и другую деревню в десяти километрах от нашего храма. Либо пешком через лес, либо по бездорожью на полноприводной машине.
Из той деревни в наш храм каждое воскресенье ходил пожилой мужчина, пока совсем не переселился в полуразрушенную сторожку при церкви.
Было там и несколько верующих старушек, которые попросили их исповедовать и причастить.
Было лето и мы рискнули доехать (на обратном пути все равно застряли в грязи и с трудом выбрались).
Деревня была достаточно крупной, хотя и затерялась среди полей и лесов.
Мы собрались в доме одной из бабушек. Пришли три старушки, хотя о приезде в деревне знали заранее и двери были открыты для всех.
Они молились с искренней радостью и долго обнимали меня на прощание. Вполне вероятно, что это было их последнее причастие. Сил дойти до церкви у них не было уже лет десять.
Уйдут они и не останется в том селе христиан совсем.
Помню, священника, которого назначили в деревню Прискоково - центр Прискоковского сельского поселения. Не такая уж маленькая деревня, надо сказать.
На службы к нему приходило три - четыре старушки. Хоть и был он - пожилой монах, но прожить на те 500 рублей, которые они ему в силах были принести, не смог. Совмещать со светской специальностью тоже не получалось. Тем более она была у него вымирающая - адвокат. Сбежал в другую епархию.
Какой-то замкнутый круг и полное оскудение. Нет миссионеров, нет христиан. Нет священников, нет верующих.
И даров Духа (любви, долготерпения, милосердия, кротости, воздержания, веры), будем честными, тоже ведь не заметно.
+++
Во время каждого крещения священник читает евангельский отрывок:
"Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века".
Это слово обращено не только к апостолам, епископам или священникам, но к каждому человеку, который называет себя христианином.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2