Например, когда у нас есть определённая точка зрения, мы будем замечать её доказательства и практически не обращать внимания на те факты, которые ей противоречат. Этот эффект называется предвзятостью подтверждения.
Такие искажения — результат эволюции. Когда-то они помогли нашему виду выжить. Но в современном мире могут доставлять проблемы, поскольку порой мешают адекватно оценивать ситуацию.
Какие искажения могут помешать работе учителя? И как с ними бороться? Разберёмся вместе.
🔹 Гало-эффект
Общее впечатление может влиять на восприятие частных особенностей. Например, в классе есть отличник, у которого с первого класса пятёрки по всем предметам. Если в какой-то момент этот ребёнок начнёт заниматься хуже и допускать ошибки, высока вероятность, что педагоги заметят это далеко не сразу, поскольку общее впечатление мешает это сделать. Возможен и обратный вариант: ученику, который до этого получал низкие оценки, сложнее поставить заслуженную пятёрку.
Что можно сделать? Постоянно сверяться с критериями оценивания и ставить отметки строго по ним, а не по общим ощущениям.
🔹 Чрезмерное обобщение
Эффект, обратный предыдущему. Склонность делать общие выводы по частному случаю. Учитель пришёл на первый урок в новый класс, и что-то пошло не так. Дети плохо себя вели, нарушали дисциплину, не давали вести урок. Педагог делает вывод, что класс сложный, и начинает его воспринимать именно через такую призму. При этом возможен вариант, что в первый учебный день ребята были слишком возбуждены или пришли на урок после физкультуры и не успели успокоиться. На следующих занятиях они уже ведут себя примерно, но учитель продолжает воспринимать их как проблемных учеников.
Что можно сделать? Завести дневник, куда вносить проблемные моменты урока. По нему можно будет отследить тенденцию: становится ли дисциплина лучше или хуже, какие методы работают, а какие нет.
🔹 Эффект ожидания
В школе есть класс с плохой репутацией. Ученики себя ужасно ведут, учителя отказываются работать с ними. В девятом классе оттуда уходят самые сложные школьники, остаются спокойные ребята, настроенные на работу. Однако педагоги уже ожидают от класса проблем и продолжают воспринимать его так же, как и раньше, хотя ситуация изменилась.
Что можно сделать? Использовать искажение в обратную сторону: настраивать себя на лучшее.
🔹 Катастрофизация
Искажение, похожее на предыдущее: склонность переоценивать вероятность того, что произойдёт что-то плохое. Например, ребятам предстоит сдавать ЕГЭ, они плохо написали пробник, из чего учитель делает вывод, что и экзамен ученики сдадут так же плохо.
Что можно сделать? Не нагнетать. Пробник для того и даётся, чтобы ученики оценили свой уровень, выявили слабые стороны и наметили траекторию подготовки. Если упорно заниматься и верить в себя, результат заметно улучшится.
🔹 Проклятье знания
В общем виде суть искажения сводится к тому, что, когда человек что-то знает, ему кажется, что это знают и все окружающие. У учителей оно может проявляться иначе. Например, какому-то ученику не даётся предмет. Поскольку остальные ребята справляются, учитель не заостряет своё внимание на отстающем: нет способностей, что поделать, ведь изучаемый материал изложен понятно для каждого.
Что можно сделать? Осознать, что любая новая тема может вызвать сложности в самом неожиданном месте, и постараться найти время для индивидуальной работы (например, когда остальной класс выполняет самостоятельную работу). Возможно, ученик не понял какую-то очевидную для вас и остальных ребят вещь и ему не хватает лишь небольшой помощи, чтобы преодолеть эту проблему.
🔹 Золотой молоток
Использование в работе лишь проверенных и знакомых методов и инструментов. У опытных педагогов особенно велик соблазн идти по проторённой дорожке. Это кажется логичным: если срабатывало сто раз, сработает и на сто первый. Однако все дети разные. И то, что было эффективно для одних ребят, может не подойти другим.
Что можно сделать? Интересоваться опытом коллег, новыми разработками и пробовать использовать их. Не надо отказываться от старых работающих методов, но хорошо бы объективно сравнить их с другими. Вдруг найдутся более эффективные решения?
В завершение хотим отметить: испытывать когнитивные искажения — это нормально. Но важно стараться их отслеживать, поскольку они могут мешать принимать верные решения. Можете поделиться личным опытом или рекомендациями в комментариях.
Источники: repit.online , budujobs
#советы_просвещение
https://ok.ru/prosveshenie/topic/156784480567353 ), теперь разберём проект изменений в ОГЭ.
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев