Великие музыкальные эпохи
Практически каждый из нас знаком с наследием таких древних цивилизаций, как египетская, греческая и римская. Их влияние западная культура до сих пор ощущает во всем, от юриспруденции до архитектуры. В музеях выставляют произведения искусства, студенты изучают литературу и историю (и, если повезет, латинский или греческий языки!), и всем нам хотя бы поверхностно известны мифы и легенды этих народов. Школьники разных стран с интересом разглядывают голых греческих атлетов, удивляются, почему у египтян были только профили, и восхищаются тем, как римская армия в коротких юбочках покорила все Средиземноморье.
Однако, при всем нашем восхищении и даже преклонении перед великими предшественниками, никто, кроме узких специалистов, практически ничего не знает об их музыке. Конечно, от нее мало что сохранилось, однако, как это ни странно, более пятидесяти произведений греко-римской музыки дошли до нас (многие в виде фрагментов) в нотных записях, которые были расшифрованы и теперь могут быть прочитаны и воспроизведены с относительной легкостью. Существуют и немногочисленные ассирийские источники, и ученые сейчас с переменным успехом бьются над их расшифровкой, пытаясь понять, как это могло звучать. Но, как бы мало древней музыки ни сохранилось, древние любили писать о ней, и очень многие, от философа Платона до различных римских императоров, имели что сказать по этому поводу.
Имена композиторов тех времен, известные нам, весьма немногочисленны и нередко совпадают с именами поэтов. Знаменитый поэт вполне мог положить какие-то свои стихи на музыку, но она не сохранилась, или же люди тогда просто не рассматривали понятия «поэт» и «композитор» как нечто отдельное. Вероятно, идея чисто инструментальной музыки не всем казалась приемлемой – ах, эти сумасшедшие юнцы со своими лирами и флейтами!.. В Древнем мире было много бродячих музыкантов, предлагавших свои таланты для театральных представлений, религиозных фестивалей, празднеств, частных вечеринок и прочих событий, где требовались те, кто может петь и играть на различных инструментах.
История музыки древних цивилизаций – это обширная и интереснейшая область.
00:00 Вступление. О цикле лекций
01:39 Заблуждения о старинной музыке. Зачем изучать старинную музыку?
02:40 АРХАИКА. Как и когда возникла музыка?
04:06 Древнейший музыкальный инструмент: флейта из птичьей кости, которой 40.000 лет. Из чего изготавливались первые инструменты?
05:40 Для чего человеку нужна была музыка? Творческая составляющая в жизни человека.
07:36 Несколько версий о возникновении музыки.
07:44 Версия материалистическая: музыка возникла из трудового процесса.
08:26 Версия идеалистическая: музыка возникла из подражания природе.
08:52 Версия мифологическая: музыку даровал человеку Бог (или боги). Античный миф об Орфее. Миф о Гермесе и Аполлоне. Изобретение лиры.
14:00 АНТИЧНОСТЬ. Первая кульминация в истории искусства. Эпоха Перикла. Понятие катарсиса. Искусство как воспитание.
16:07 Музыкальные инструменты античности. Струнные инструменты и высокий этос. Лира — главный инструмент. Изображения на керамике и скульптурах.
18:42 Духовые инструменты — низкий этос, ассоциация с Дионисом. Авлос.
20:11 Миф о состязании Аполлона и Марсия. Девять греческих муз и музыка.
25:24 Звучание старинных инструментов. Лира, авлос. Ансамбль инструментов.
27:18 Инструменты использовались для аккомпанемента.
27:45 Почему музыка древних греков практически не сохранилась?
28:20 Эпитафия Сейкилы и изобретение буквенной нотации.
33:10 Пифагор и его вклад в музыку. Почему музыка считалась точной наукой? Монохорд. Интервалы и числовые пропорции. Учение о гармонии сфер. Платон и Аристотель
36:50 Поздняя античность. Римская империя. Изобретение гидравлоса.
38:36 СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Христианство. Духовная музыка.
39:07 Григорианский хорал — омузыкаленная молитва — основа средневековой музыки. Строгость, плавность, одноголосие. Латынь. Отсутствие инструментов. Хорал "Восславим Господа"
43:20 Невменная (крюковая) музыкальная нотация.
45:45 Возникновение линейной нотации. Нотный стан. Гвидо из Ареццо — великий реформатор.
48:40 Возникновение многоголосия. Органум и его разновидности.
51:30 Первые композиторы — Леонин и Перотин. Парижский собор Нотр-Дам. Начало искусства полифонии.
53:50 Мотет — жанр для просвещенных слушателей. Политекстовость.
56:54 Светская музыка за пределами церкви. Кто такие менестрели? Тематика песен, инструменты. Причины популярности.
59:00 Босх и отношение церкви к менестрелям.
01:01:30 К следующей лекции: изобретение клавесина. "Гольдберг-вариации" Баха.
Комментарии 3