Инструментальная музыка Петера Винтера в наши дни незаслуженно забыта и, возможно, ещё только ждёт своего возрождения. И нас интересуют именно эти малочисленные сочинения композитора и, в первую очередь, его музыка для флейты. И здесь следует упомянуть, о его взаимоотношениях с Теобальдом Бёмом.
Некоторое представление о них нам даёт уже упомянутый Карл Эмиль Шафхойтль в биографии своего друга. Бём становится придворным флейтистом 1 июня 1818 г. после смерти своего предшественника Беке. Он играет в придворной капелле под руководством знаменитого композитора и дирижёра. Винтера восхищает не только виртуозная игра Бёма, но и проникновенное исполнение. Но, сообщает Шафхойтль, Винтер ценит в нём и талант изобретателя и умельца, его способность делать руками то, что ему самому не доступно.
Вне своих профессиональных занятий знаменитый маэстро порой подобен беспомощному ребёнку. На протяжении многих лет у него была «игрушка» – вертеп – представление жизни Христа в фигурках, которому он посвящал немало времени. Бём изготовил ему сабли для трёх королей, повозку и посуду. Винтер обещал ему за это давать уроки композиции и сочинить концерт для флейты. Так Бём стал его учеником. Но, вероятно, бóльшую часть того, чему его учил Винтер, Бём знал из практики. А пока Бём трудился над вертепом, композитор, видимо, забыл об обещанном концерте. Уроки инструментовки Бёму давал его друг Йозеф Хартманн Штунц, также ученик Сальери и Винтера.
Но, несмотря на невыполненное обещание, композитор всё же оставил для духовых инструментов несколько концертов: для гобоя, кларнета и больше всего для фагота (4). И 2 для флейты! Правда, в некоторых опубликованных списках произведений эти флейтовые концерты не значатся, а в других, как ни странно, упомянут лишь Концерт № 2. Год его создания – 1813. Это значит, что Концерт № 1, по-видимому, создан раньше, т.е. оба написаны до прихода Бёма в мюнхенскую придворную капеллу, руководимую Винтером. Оба в тональности d-moll, что вносит некоторую путаницу. Созданный в 1813 году концерт (без указания номера, но по всей вероятности именно № 2) издан в Германии в 1977 году в переложении для флейты и фортепиано (автор переложения – Петер Аншпахер).
Партия флейты в этих монументальных произведениях весьма виртуозна, содержит множество технических трудностей, пассажей, интервальных скачков, требует исполнительского блеска и хорошего владения дыханием. Мы можем лишь строить предположения, кому могли быть посвящены эти концерты и исполнялись ли они, учитывая несовершенство флейты той поры и тот факт, что инструмент системы Бёма появился значительно позже. Но веяния новой романтической эпохи в музыке явно ощутимы.
Хотелось бы упомянуть ещё оно камерное произведение с участием флейты – Октет для скрипки, альта, флейты, кларнета, фагота, 2-х валторн и контрабаса.
23 марта 1814 года, в связи с пятидесятилетним юбилеем службы при дворе Петер Винтер был награждён королём Баварии Максимилианом I орденом Гражданских заслуг Баварской короны, что означало переход в дворянское сословие. Именно тогда и появилась перед его фамилией приставка «фон».
Петер Винтер отличался тяжёлым нравом и ряд музыкантов (например, В.А.Моцарт, Л.Шпор, К.М. фон Вебер, Д.Мейербер) отзывался о нём, мягко скажем, не лестно.
Петер фон Винтер умер 17 октября 1825 года.
«Всеобщая музыкальная газета» (Allgemeine Musikalische Zeitung) посвятила ему статью на 14 страницах, назвав его самым значительным немецким композитором своего времени. Он похоронен на Старом южном кладбище Мюнхена, где 56 годами позже найдёт своё последнее пристанище его ученик Теобальд Бём.
Концерт для фагота с оркестром до минор
Mov.I: Allegro moderato 00:00
Mov.II: Adagio 05:45
Mov.III: Tempo I 07:51
Ласло Хара (фагот), Эрвин Лукач (дирижер), Камерный оркестр им. Ференца Листа
https://youtu.be/aicDPjSY5Gg?si=ghBuklYNAdeQZlt0
Комментарии 2