В письмах Бетховена нет ни единого упоминания об этих вариациях. Может быть, потому, что они вышли в свет в 1807 году в Вене, и у композитора не было нужды вести с издателем письменные переговоры? Но другие свои вариационные циклы Бетховен исполнял в приватном кругу, дарил друзьям, посвящал меценатам и поклонницам, разучивал с учениками. О 32 вариациях ничего подобного не известно. Они не имеют посвящения, автограф их не сохранился, и никто из близких к Бетховену современников не вспоминал впоследствии, чтобы композитор публично играл или как-то пропагандировал эти вариации. Предположение, будто Бетховен охладел к вариациям из-за негативного отношения к ним критики, также не соответствует действительности: рецензия, опубликованная 4 ноября 1807 года в лейпцигской Allgemeine musikalische Zeitung, была очень благоприятной.
При жизни автора 32 вариации неоднократно перепечатывались в Вене, в разных городах Германии и в Париже, то есть пользовались успехом у публики . Однако все эти перепечатки осуществлялись без санкции автора, что в те времена случалось сплошь и рядом. Бетховен же судьбою своего произведения в данном случае совершенно не интересовался, хотя в других обстоятельствах вел себя иначе: требовал исправления опечаток, ручался законному издателю в том, что не имеет никакого отношения к “пиратским” репринтам – а иногда, впрочем, сам настаивал на не совсем легальных перепечатках, если в оригинальном издании оказывалось слишком много ошибок (так было, в частности, с сонатой ор.111). Кроме того, Бетховен часто пользовался правом продать одно и то же сочинение и отечественному, и английскому издателю (из-за континентальной блокады Англии Наполеоном они не могли нанести друг другу финансового ущерба). Но 32 вариации при жизни Бетховена в Лондоне не публиковались, хотя там выходили в свет издания других вариационных циклов – ор.34, ор.35, ор.66, ор.120. Стало быть, никому из знакомых англичан, приезжавших в Вену (в частности, М.Клементи) Бетховен 32 вариации не рекомендовал.
Настораживает и еще один факт. Примерно до 1808 года сам Бетховен присваивал опусные номера только сонатно-симфоническим циклам или таким произведениям, которые считал крупными, важными, оригинальными и достойными значиться в списке его сочинений. Правда, в присвоении опусных номеров он часто ошибался, и тогда издатели на свой страх и риск давали номер какому-нибудь сочинению, которое Бетховен не считал значительным; некоторые номера были “заполнены” уже после смерти композитора. С вариационными циклами Бетховен поступал очень разборчиво. Они приравнивались к “пустячкам” – песням, танцам, маршам. При этом все три цикла фортепианных багателей значатся в почетном списке опусов (ор.33, ор.119, ор.126). Однако вариации на чужие темы, особенно написанные в подарок какой-нибудь почитательнице, опусного номера как правило не удостаивались. Им отмечались лишь те вариации, которые сам Бетховен ценил высоко, а таких набиралось не так уж много (например, уже упомянутые ор.34 и 35, не говоря уже о 33 вариациях ор.120).
Но цикл из 32 вариаций опусного номера не имеет (в указателе Кинского – Хальма он значится как Werk ohne Opuszahl № 80). Почему же столь масштабное и серьезное сочинение угодило в разряд “безделок”? В чем причина столь явной нелюбви автора к своему творению? Может, в том, что виртуозный стиль вариаций казался Бетховену поверхностным? Однако вряд ли это было так. 32 вариации ничуть не более виртуозны, чем другие фортепианные сочинения “героического периода” (вариации ор.35, сонаты ор.53 и ор.57). А об их поверхностности говорить вообще не приходится. https://youtu.be/nA0cCarOf54?si=Has6vAxjD6z1JFtI Beethoven - 32 Variations in C minor, WoO 80
György Cziffra, piano
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5