Токката и Фуга ре-минор И.С.Баха
Токката и Фуга ре-минор считается одной из ранних работ композитора - она была написана, когда Иоганн Себастьян был подростком, вероятно, в 1702 году. Хотя, некоторые музыковеды подвергают сомнению авторство и утверждают, что Токката и Фуга скорее всего написаны кем-то другим. Для многих это невыразимая ересь, но для других это, действительный, важный исторический вопрос. Неизвестно, когда это произведение было написано, поскольку не существует известной его партитуры, подписанной композитором. Существуют только более поздние копии, сделанные другими. Самая ранняя известная партитура была написана немецким композитором и органистом Йоханнесом Рингком. Эта транскрипция не датирована.
Кто такой Йоханнес Рингк? Талантливый композитор и органист, который сегодня известен важными транскрипциями органных произведений. Он был учеником Иоганна Петера Келлнера - также композитора и органиста, который был близким знакомым или, возможно, учеником Баха. Как и Рингк, Келлнер считается важной фигурой в сохранении работ своего великого наставника. Конечно же, Келлнер вряд ли мог ошибаться в отношении авторства Токката и Фуга ре минор. Бах также прекрасно знал транскрипции Кельнера и его группы, в которую входил и Рингк.
Но почему нет копии Токкаты и фуги, написанной самим Бахом? Конечно, он бы сохранил её. Считается, что во многом это связано с тем, как распорядились его имуществом после его смерти - все его вещи, включая его партитуры, были разбросаны повсюду, и многое было утеряно. Немецкий музыковед Кристоф Вольф крупнейший общепризнанный в мире авторитет в области Баха в 600-страничном опусе «Иоганн Себастьян Бах: ученый музыкант» писал, что большинство автографных партитур инструментальных произведений Баха, в том числе клавишных, не сохранилось. Как правило, многие более ранние произведения, такие как Токката и Фуга ре минор стали доступны только после смерти Баха в источниках, возникших после 1750 года. Когда музыковед слушает Токкату и Фугу ре минор, находит немало аспектов, о которых он может сказать: «Хммм, это звучит нехарактерно для Баха».
В 2006 году учеными-программистами был проведен анализ произведений Иоганна Себастьяна Баха. Используя алгоритмы распознавания статистических образов, они проанализировали ряд спорных произведений композитора и нанесли их на график, показывающий известные произведения Баха, его старшего сына композитора Вильгельма Фридеманна Баха и композитора Иоганна Людвига Кребса. Из проанализированных ими спорных произведений одно явно относилось к стилистике Кребса, а все остальные относились к области самого Иоганна Себастьяна. Токката и фуга были вне обычного стиля Баха, но все же гораздо ближе к нему, чем к любому из двух других композиторов. Конечно, этот тип анализа не является ни окончательным, ни исчерпывающим, и может сравнивать только те произведения и композиторов, на которых он запрограммирован, но все же это был интересный результат.
«Очень необычно для Баха, но все же ближе всего к Баху» - таково было резюме. Следует добавить, что многие исследователи объясняют нехарактерную для композитора стилистику юностью Баха в то время, когда он сочинял Токкату и фугу. Один из них писал:
«Столь же освежающе творческий, разнообразный и кипучий, сколь структурно недисциплинированный и неосвоенный; и мы слишком хорошо понимаем, почему самокритичный Бах не использовал этот coup de main позже в учебных целях».
https://youtu.be/iPXsBof3Sxg?si=-2EOyjoBWHcDgW3qИоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор. Играет органистка Анастасия Браудо (Тищенко).
Комментарии 2