В нашем селении духовных христиан около 2500 душ, около 350 домов. Занимаются все хлебосеянием и скотоводством; есть несколько кустарным предприятий, необходимых по хозяйству. Надел от казны, за подесятинную ежегодную плату; количеством около 5000 с неудобью включительно, последней же – больше. Сначала переселение было из Тамбовской губернии в Таврическую (в 1826 г.), отсюда в Бакинскую губернию, Ленкоранский уезд (в 1844-45 гг.), а отсюда уже в Шемахинский уезд, где живем (в 1849-50 гг.). Переселялись добровольно: из Таврической губернии во избежание воинской повинности, а из Ленкоранского уезда, - благодаря повальной, в то время, болезни лихорадкой. Два молитвенных дома; три собрания. Обряды и понятия у всех одни и те же, без различия. Причина деления, - отсутствие любви и смирения. Подобие Св. Троицы старцы представляют в качестве солнца: тело изображает Бога Отца, Свет – Бога Сына, теплота – Бога Духа Святого. А Христе: Его воплощение, страдание, смерть, воскресение и вознесение – признают буквально (видимо); но в переносном смысле (духовно) признают, что весь этот процесс совершается в душах верующих… Лобзание совершается. За умерших молятся о применении оправдания ради искупительной жертвы Христа. Принятие и отлучение есть. Исповедь пред человеком – на свободе совести каждого. – Имена руководителей собраний: Матвей Данилович Игнатов, Гавриил Алексеевич Калмыков, Василий Ефимович Котов. Благочестивые старцы у нас были Иван Петрович Колодин, Абрам Ефимович Уклеин и Тимофей Иванович Белогуров; но по дару слова, они не были знамениты. Нет у нас таких старцев, от которых можно было бы заручиться сведениями о старинной истории духовных христиан. Родственников (потомков) Матвея Уклеина у нас около 30 семей. О Журавцеве, Мотылеве и Пашацком ничего не известно нам… Три собрания собираются в неделю, т.е. ночью под воскресенье, днем, в воскресенье и ночью под понедельник. Молодого собрания, занятий по религии с детьми и благотворительной кассы, - нет, к сожалению. Для молитвенных собраний есть два общественных дома. Школа есть, образование начальное (т.е. одноклассное училище, до трех отделений, но в скором будущем предполагается преобразоваться в двухклассное); учат два учителя (Существ. с 1888 г.) Дети учатся грамоте почти все. Одна учительница из духовных христиан… В области политики – сочувствуют Государю и Правительству; никаких политических партий нет. Есть у нас и другие секты: субботники и баптисты.
В нравственном отношении испытываем более чем уныние: молодежь жаждет чтения разных нравственно поучительных книг и вообще книг и газет, а также и упражнения в религиозных занятиях, но без старцев достичь и устроить это не могут, а старцы же не изъявляют свое желание помочь им в этом, заявляя, что никакого молодого собрания не нужно и заниматься по религии с детьми; читать, кроме библии, ни какие книги, хотя бы и нравственно-поучительные, не следует, так как после чтения подобных книг человек впадает в безверие и что нужно только одно – это самое главное: держаться прежде нашими предками установленных обрядов и постановлений. Молодежь же, не получая себе удовлетворения по содержанию заявления старцев и, чтобы не стоять на месте, действительно, впадает в безверия (как заявляют старцы), растлевая себя разными пороками (конечно не все), а старцам тут не до них: они заняты укором друг друга, благодаря разделению на разные собрания. Вот в этом и заключаются нужды и недочеты нашего братства, и неурожай в 1908 году сильно отзывается на хозяйстве жителей, это в материальном отношении. Древние старцы считали всякие фотографии – чуть ли не грехом, а потому и нет их у нас.
Иван Тимофеевич Сергеев
ДХ 1909 №7 С.19-22.
Фото: кадр из фильма "Молокане" (2018), село Кызмейдан.
#молокане #астраханка #кызмейдан #кызмайдан
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2