Выполняю обязательство, взятое почти год назад. Хочу закончить очерки о своих однокашниках и командирах вспоминанием о человеке, который в моей профессиональной и человеческой судьбе оказался примером на долгие годы.
С полковником Савко А.П. я впервые встретился в кандидатке, еще до сдачи экзаменов. Преподаватели различных кафедр проводили с нами персональные собеседования, на которых, по всей видимости, пытались понять, насколько мы настроены к учебе и в каком направлении. Для меня такое внимание было и понятно, и «вписывалось» в мои планы. Мой отец, Корчагин Виктор Федорович, сформировал во мне желание стать инженером-строителем еще 8-9 классе средней школы, а направление мостостроения и тоннелей характеризовалось им, как элитно-инженерное. А папу своего я любил, уважал и …. слушал. Единственная, при поступлении, хитрость, которую я скрывал, заключалась в том, что я готовился поступать в МИСИ (Московский инженерно- строительный институт) и попытка поступления в ЛВКУ ЖДВ и ВОСО на специальность «мосты-тоннели», была запланирована, как «пробник» проверки моих знаний и готовности в высшей школе. Экзамены в военные училища проводились на месяц раньше, чем в гражданские вузы.
На нашей первой встрече с Савко А.П., я увидел перед собой, мягко говоря, глубоко взрослого человека в полковничьей форме, на первый вид, неулыбчивого, суховатого, с залысинами, худощавого и наверное, строгого, а полковнику было, всего лишь 52 года!. Как показалось и оказалось, он серьезно отнесся ко мне и к моим желаниям учиться именно на «мостах».
Следующая встреча была уже на «мандатке», до сих пор не пойму почему так называли этот процесс, а заключался он в следующем. Все абитуриенты, сдавшие экзамены, должны были предстать пред самим генералом Байдаковым П.М., его заместителями и начальниками, обучающих кафедр. Кандидат на приговор должен был войти в помещение летнего класса, где сидела высокая комиссия и встать в начерченный (то ли краской, то ли мелом) круг. Когда я оказался, одетый в цивильный костюм с комсомольским значком на лацкане пиджака, в отмеченной позиции, естественно волнуясь, доложил о своем присутствии (как уже не помню) и услышал сварливо-скрипучий вопрос от генерала - «Вы где хотите учиться?», - «На «мостах», товарищ генерал» - ответил я. Дальнейший комментарий Байдакова был для меня шоком. «Пойдете на морское ВОСО»…. - «Никак нет товарищ генерал»- ошарашенно выдавил я из себя. И тут встает, сидящий среди членов комиссии, полковник Савко А.П. и четко заявляет,«Товарищ генерал, я беру ответственность за данного абитуриента». «Паша», вроде как замялся, но поставил точку так – «Что ж, смотрите, только под вашу ответственность». Не знаю, сколько в этом было запланированной игры или генеральской фанаберии, не суть, главное я попал туда куда хотел и Савко А.П. поддержал меня. В этот вечер я по телефону сообщил родителям, что поступать в МИСИ не буду, а остаюсь в ЛВКУ ЖДВ и ВОСО.
Не могу сказать, что в процессе учебы полковник Савко А.П. оказывал мне, какое-то отличное от других, внимание, но то, что он умело поддерживал интерес к выбранной военной специальности, это так. Неожиданным оказалось его предложение по теме дипломной работы. Не знаю почему, но он лично порекомендовал подготовить проект восстановления ж.д.моста через Сайменский канал. И в процессе моей работы над дипломом, он же, неожиданно, несколько раз появлялся аудитории и интересовался, как идут дела. Настал час представления моего дипломного проекта экзаменационной комиссии. Естественно, волнение присутствует, , при том, что с моей точки зрения дипломную задачу я решил нормально, чертежи выполнены хорошо, но я чувствую, что начальник кафедры, а он сам присутствовал, чем -то напряжен. Разгадка появляется через несколько минут моего доклада в лице начальника училища генерал-майора Байдакова П.М. Он с интересом вслушивается в то, что я докладываю, задает несколько вопросов и в итоге я чувствую, что оценка моей работы будет положительной. «Паша» был очень благожелателен………Только к концу выпускных экзаменов я узнал, что легендарный Байдаков Пал Михалыч на строительстве моста через Сайменский канал получил звание генерал-майора на бригаде и был награжден орденом В.И.Ленина. Не думаю, что наша встреча на дипломной защите была случайной.
Сегодня, приближается дата 9 мая. Пытаюсь вспомнить всех своих начальников и командиров по училищу, прошедших Великую Отечественную войну 1941-45 г.г. и рассказывающих нам курсантам об этом периоде. А в памяти нет ни одного примера, ни одного живописного рассказа, типа которыми в наши дни «забиты» многочисленные СМИ. Это были люди скромные и самодостаточные.
Анатолий Павлович Савко прошедший Всю войну в батальонном звене, был из их числа. Будучи заместителем по технической части отдельного мостового батальона, он в 1942 году награжден боевым орденом, а впоследствии и другими знаками отличая. Для меня он пример настоящего участника Великой Отечественной войны и преданности своему профессиональному и военному долгу. Благодарен Господу Богу, что на жизненном пути, в начале моей службы в ЖДВ, встретился такой человек и педагог.
P.S. Взяв на себя обязательства к лету 2024 года рассказать о своих однокашниках, командирах и учителях, рад, что справился с этой задачей. Прежде всего эти вспоминания были нужны мне самому и буду рад, если они будут полезны и вам. Я несколько раз говорил о том, что они субъективны, но для меня это достоинство, а не недостаток.
Закрываю страницу моего обучения в ЛВКУ ЖДВ и ВОСО, будет ли продолжение, пока не знаю…..
А сегодня, Поздравляю Всех с Пасхой Христовой!
Комментарии 14