, церковь расписывал известный живописец Иван Васильевич Белоусов (1852, с. Палех - 23.01.1914, Самара).
Белоусовы – семья живописцев из Палеха. В 80-е гг. XIX в. организовали собственную мастерскую «Братья Белоусовы», которая работала в стиле «фрязь», возникшем в результате сближения живописных и иконописных приемов.
Как отмечает О.И. Радченко, в 1882 г. по рекомендации археолога и историка искусства Г.Д. Филимонова Белоусовы получили заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля. Иконописцы располагали словесным описанием сюжетов и композиций, сделанным Симоном Ушаковым в 1672 г., по которому составили первоначальные эскизы, поданные на утверждение императору Александру II. За выполнение этой работы были отмечены высокими наградами: Иван Васильевич - золотой медалью на станиславской ленте. Надпись, сохранившаяся на стене Грановитой палаты, сообщает о том, что роспись была сделана мастерами-крестьянами Белоусовыми из села Палех.
Следующей работой мастерской была роспись церкви Трех святителей в Москве, в 1885 г. выполняли заказ на изготовление икон для трехъярусного иконостаса и других храмовых икон церкви при Шуйском духовном училище. В 1898 г. Иван Васильевич вместе с братьями открывает иконописную и иконостасную мастерскую в Самаре, участвует в росписи кафедрального Воскресенского, Казанского соборов, храмов Иверского женского монастыря, Ильинской церкви, храмов в селах Екатериновка, Семёновка, Б. Глушица, Берёзовый Яр. Были написаны иконостасы соборного храма в самарском Николаевском мужском монастыре, шестиярусный иконостас церкви в честь Воздвижения Креста Господня в селе Палех и иконы для Свято-Троицкого женского монастыря Бузулукского уезда, Самарской губернии. К этому же периоду деятельности Ивана Васильевича относится роспись им зимнего храма Никиты мученика в Поречье-Рыбном.
После закрытия действующего храма в январе 1930 г., на 7 ноября в нем был открыт клуб колхоза имени И.В. Сталина. Как видно на негативе из фондов Ростовского музея, росписи в интерьере были утрачены не сразу. Отсутствует только роскошный иконостас. В дальнейшем храмовая живопись была забелена. На внешних, северном и южном, фронтонах побелка с живописи со временем смывалась дождем и осадками. И тогда живопись И.В. Белоусова проступала там, играя своими яркими красками. Даже сейчас в храме в нескольких местах сохранились фрагменты этой росписи.
Литература и источники:
О.Д. Радченко. Белоусовы // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Москва: Церковно-науч. центр «Православная энцикл.», 2000.
Газета «Ярославские епархиальные ведомости» 26 ноября 1900. №48. Часть неоф. Собрание ГАЯО.
Открытка. Окрестности Ростова Великого. Интерьер храма Никиты Мученика в с. Поречье. 1914 г. Издатель Д.А. Иванов, худож. фототипия К. Фишер. Собрание музея-заповедника «Ростовский кремль». 8,5 х 14 см.
Агафонов С.Ф. Церковь великом. Никиты в с. Поречье. Нач. 1930 г. Фотобумага, фотопечать, 12,1 х 16,9 см. . Собрание музея-заповедника «Ростовский кремль». Дата поступления: 03.02.1930 г.
Агафонов С.Ф.Интерьер церкви великом. Никиты в с. Поречье. Нач. 1930 г. Фотобумага, фотопечать, 12,1 х 16,9 см. Стеклянный негатив. Собрание музея-заповедника «Ростовский кремль». Дата поступления: 03.02.1930 г.
Колхоз им. Сталина в Поречье. Клуб. Фото с негатива: автор Агафонов С.Ф., 1931 год. Собрание ГМЗ "Ростовский кремль".
Московский Кремль. Грановитая палата.
Морозов А.Г. Храм Никиты мученика, июнь 2023.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев