22 августа 1963-го года Ту-124 авиакомпании "Аэрофлот" сел в Ленинграде. Точнее, самолёт приводнился на Неву. В тот день, во время взлёта из Таллинского аэропорта, переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту вылета была невозможна из-за тумана. Было принято решение посадить самолет в Ленинградском "Пулково".
Лайнер, кружил над городом и вырабатывал топливо. Как выяснилось позднее - топливомер прилично «врал» и на восьмом круге в двух десятках километров от Ленинградского аэропорта двигатели замолчали. Экипаж под командованием Виктора Яковлевича Мостового решил садиться на воду. Командир передал управление второму пилоту - Чеченеву. Василий Григорьевич в прошлом служил в морской авиации и имел опыт посадок на воду.
Лайнер приводнился между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом. В это время по Неве мимо проходил буксир. С его помощью удалось зацепить и отбуксировать самолёт к берегу. О героизме лётчиков тогда написали многие газеты, что было достаточно удивительным для того времени. Информировать население о подобных происшествиях в Советской стране тогда было не принято. Шестидесятые годы - "звёздное время" первых космических стартов и о событии вскоре забыли. "Вторую известность" эта посадка обрела во времена «Перестройки и Гласности». А совсем уж знаменитой она стала после так называемого «Чуда на Гудзоне», случившегося 15 января 2009-го года. Тогда «Airbus A-320» авиакомпании «US Airways» «словил» стаю птиц на взлёте из аэропорта NY «La Guardia». С вышедшими из строя двигателями лётчики приводнили машину на главную реку Нью-Йорка. В обоих случаях первоначально виновными объявили экипажи лайнеров. Позднее, в процессе разбирательства выяснилось, что и советские, и американские пилоты проявили героизм и высочайший профессионализм. Только благодаря исключительному мастерству экипажей полностью удалось избежать жертв. Да и Боженька видимо где-то рядом был - среди пассажиров советской «Тушки», к слову, был Митрополит Таллинский Алексей Ридигер – в будущем Патриарх Всея Руси Алексий II…
Экипаж Ту-124 за проявленный героизм был представлен к государственным наградам – Орденам Красной Звезды. Однако, в «безаварийной» Советской стране представление реализовано не было. Награждать лётчиков не стали… Справедливости ради отмечу, что командиру экипажа и штурману, которые своего жилья не имели, «Аэрофлот» выделил по двухкомнатной квартире. По тем временам (да, наверное, и сейчас – это круче ордена). Ах, да! – Ещё наградили капитана буксира – Юрия Викторовича Поршина. Ему вручили почётную грамоту и наручные часы!
К слову, насколько слышал, американские лётчики тоже не получили ни орденов, ни грамот. Впрочем, командир «Эйрбаса» Чесли Салленбергер был удостоен звания «Гумманитарий года - 2009». Даёт ли это какие-то привилегии в США - не знаю.
Так что не только у нас награды не всегда находят героев... Впрочем, знаю один случай, когда после аварийной посадки в поле, когда, слава Богу, все остались живы, экипаж был удостоен высших государственных наград. Самых высших. На следующий день после аварийной посадки. До начала работы комиссии по расследованию…
Отдельно хочу сказать о судьбе самолётов. Они ведь тоже герои – могли и не позволить спасти своих пассажиров, но тоже постарались! Ту-124 подняли из Невы. Некоторое время он поработал тренажером в одном из авиатехнических училищ СССР. Потом героическую машину распилили на металлолом... «Эйрбас А-321» под Жуковским я даже видел сверху в кукурузном поле! Мы пролетали там на Ми-8 из Кубинки. Это было время подготовки к авиасалону "МАКС-2019". Без сомнения тоже героический самолёт «почему-то» очень быстро распилили. И убрали. Американский лайнер с Гудзона тоже подняли. Восстановили и покрасили. Сегодня он находится Музее авиации «Каролинас» в городе Шарлотт (штат Северная Каролина, США).
О чём это я всё? Ах, да! Сегодня исполнилось 60 лет со дня «Чуда на Неве»…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5