1. Тронулись. Не в смысле того…, а в смысле этого: тронулся наш поезд. Хотя в смысле того можно было тронуться от множества бюрократических занятий при организации поездки, последнее из которых закончилось нервным собеседованием в посольстве Германии. Лично в моих папках электронной почты собралось более 100 входящих и исходящих писем-переписок с авиакомпанией, банком, гостиницами, администрацией марафона, посольством и участниками поездки.
Итак, 18 октября ночная платформа саратовского вокзала замелькала фигурами провожающих. В седьмом вагоне разместилась наша команда путешествующих бегунов из 8 человек, настроенная соревноваться и познавать мир.
В Москву приехали в неудобное время, но лучшего варианта не было. Пришлось помучаться несколько часов в Аэропорту Домодедово. Все пытались поспать в креслах с ручками и принимали позы, в которых нормально себя чувствуют только йоги. Благополучно зарегистрировались, сели в самолёт и в 6:45 взлетели. Самолёт, сделав большой круг для набора высоты, взял курс на Берлин.
Было ещё темно. Мы улетали на запад, а следом за нами мчалось восходящее солнце. Получалось так, что крейсерская скорость самолёта держалась немного меньше 900 км/час. Линейная скорость точки на поверхности вращающейся планеты на нашей параллели немного больше 900 км/час (высотой полёта около 10 километров при среднем радиусе Земли 6 371 км можно пренебречь). Таким образом, Солнце не могло нас догнать, рассвет стоял на месте и длился все 2,5 часа полёта.
2. Сам полёт лично на меня не произвёл особого впечатления. Ни тебе основательной трясучки, ни воздушных ям с захватывающей дух невесомостью, ни тем более, бочек, пикирования и мёртвых петель. Хотите почувствовать полёт, летайте на Ан-2, а ещё лучше – на дельтаплане.
Наш среднемагистральный Boeing 747-800 авиакомпании Airberlin, раскрашенный в красно-белый цвет, немножко вмял нас в кресла на старте, набирая скорость до скорости взлёта около 270 км/час, почти незаметно дрогнул, когда сложились в фюзеляж шасси, сделал крен градусов в тридцать, выходя в свой воздушный коридор, и дальше, до самой посадки, вёл себя очень спокойно. На пассажирских мониторах можно было наблюдать маршрут и параметры полёта в режиме on-line и всякую рекламную "фигню". За бортом было темно и в иллюминаторы можно было наблюдать сквозь лёгкую пелену облаков только огни маленьких и больших городов.
Подали лёгкую закуску и снова выявились наши слабые языковые навыки. Немецкое слово "Сафт", или английское "Джус", надо было дополнять определением вида сока и тут - смущённое хлопанье глазами и спасающая жестикуляция. Немецкие стюардессы, как мне показалось, вели себя немного высокомерно.
О воздушных биотуалетах современному человеку рассказать нечего.
Посадка - самый ответственный и сложный элемент пилотирования - прошла успешно. Когда самолёт с визгом колёс шасси прошёл касание полосы и активное торможение, кто-то из опытных пассажиров вызвал аплодисменты в салоне в благодарность пилотам. На "рулёжке" можно было наблюдать, как на полосу один за другим с промежутком в 3-4 минуты садились самолёты. И выше полосы пунктиром светящихся фар, уходящим в небо, были видны подлетающие самолёты. Очень интенсивное воздушное движение.
Берлинский аэропорт "Тегель", который являлся основным аэропортом Западного Берлина во времена существования социалистического лагеря, оказался ничем не выдающимся сооружением - комфортабельные залы большого ангара, круглосуточно несущие функциональную нагрузку.
Здесь нас и догнал, наконец-то, рассвет. После паспортного контроля на выходе из аэропорта нас дружественно встретили давняя знакомая Андрея Ивойлова, бывшая саратовчанка, Ольга и её муж Альфред. Они специально приехали из южного района Германии в Берлин для совместной поездки в Дрезден. Альфред предварительно взял в аренду микроавтобус. Благодаря этому проблем переезда из Берлина в Дрезден не было.
Медленно выбирались из Берлина. Дорога большими участками была закрыта защитными стенами, роль которых я не понял. Может это звукоизоляция для жилых домов. Проехали немало тоннелей. Так что, немецкую столицу в этот раз рассмотреть не удалось. Выехав на трассу, ещё несколько километров тормозились дорожным строительством дополнительных полос. Встречались щиты с извинительными надписями по этому поводу. Потом Альфред разогнал Форд, и на хорошей дороге скорость в 130-140 километров была незаметна.
Удивляли расставленные вдоль дороги группами "ветряки" (ветряные трёхлопастные электростанции). Эдакие марсианские монстры с огромными руками-лопастями, стоящие на мощных ногах-столбах. Говорят, их с выгодой строят на частный капитал.
Лес вдоль дороги огорожен сеточным забором, защищающим лесных животных от гибели на скоростной дороге, ну, и людей тоже. Он выглядел более высоким и здоровым, в сравнении с нашей лесостепной зоной. Больше хвойных и ещё каких-то неизвестных пород.
Один раз останавливались на придорожной площадке отдыха при автозаправке. При наличии аккуратных столиков организовали перекус и насладились мягкостью, приветливостью и цветистостью осенней природы в этих местах. По всему чувствовалось, что мы на 3 недели вернулись в начало осени по саратовскому времяисчислению.
Вера Шадрина снимала интересные эпизоды, забавно ворочая перед глазами большой фотоаппарат Canon. Камера новая, только приобретённая по случаю поездки, имела на своём борту невероятное количество функций. Так что, помогать Вере осваивать технику взялся Саша Назаров. Со свойственной ему напористостью делал он это неплохо.
Уже в Дрездене наш Форд, как самолёт на посадке, немного покружив по улицам, въехал во двор хостела "Kangaroo-stop".
3. Кенгуру-стоп – это гостиница, вроде автостопа, для таких бедных путешественников, как мы. У неё нет звёзд, да и мы звёзд с неба не хватаем. А так, как выяснилось позднее, проживание в ней было вполне себе комфортное.
На ресепшн нас встретила Джулия – стильная и очень разговорчивая девушка. Только "шпарила" она на английском и немецком. Наша Ольга выступила переводчиком и помогла быстро решить все вопросы регистрации. Уже через полчаса мы разошлись по своим комнатам.
Ну, а дальше, вы поймёте наше волнение перед первым свиданием. Как всегда, мы поспешили знакомиться с городом. Маршрут был известен и место встречи изменить было нельзя – это там, где регистрируют на марафон. Первые впечатления были ожидаемыми. Везде чистота, во всём ухоженность. На улицах - велосипедные дорожки, выделенные разделительными полосами, подкраской, знаками, иногда брусчаткой. Велосипедное движение серьёзное, и его участники раздражались, если кто-то из нас вылезал на их дорожку. Трамвайные рельсы, зажатые специальными плитами, брусчаткой и резиновыми обкладками, - удивительно ровные, к тому же без видимых стыков. Сами пятизвенные гибкие трамваи выглядят особенными, гоняют быстро и без грохота.
По Hauhtstraβe вышли к позолоченному памятнику Фридриха Августа I (Август Сильный), того самого, при кипучей деятельности которого стала кардинально преображаться столица Саксонии и были построено большинство зданий барочной архитектуры. И того самого, который был союзником нашего Петра I против короля Швеции Карла XII.
Со старинного моста Augustusbrücke открылся вид исторической части Altstadt (Старого города). Таким его видели миллионы людей со времён правления поздних саксонских королей по настоящее время, не считая нескольких десятков послевоенных лет, начиная с 13 февраля 1945 года. В первые месяцы после этой страшной даты всякого приезжающего ужасала картина до основания разрушенного Дрездена жестокой ночной бомбардировкой англо-американских войск. Потом уже все крупные обломки зданий старого города описали, пронумеровали и вывезли за город, площадку с руинами расчистили и начали отстраивать заново с использованием старых и новых материалов. На реконструкцию центральной части (без Фрауэнкирхи и некоторых домов Нойштадта) потребовалось больше 40 лет.
От знаменитой Schlossplatz, прилегающей к Дрезденскому замку-резиденции, и на которой удивляли публику "живые" статуи, мы повернули направо и вдоль набережной Эльбы вышли к Конгресс-центру.
В современном здании Конгресс-центра каждый год проводится регистрация бегунов. Организация на высоком уровне. Быстро получили номера, чипы, рекламный материал и затерялись в лабиринтах спортивных бутиков. В этом деле некоторые из нас настоящие шопоголики. Со временем обычно не считаемся. Но в этот раз отрываться не стали. По другому мосту вернулись на свою базу на Erna-Berger-Straβe.
Пора на тренировку. Да-да, и здесь, в Германии, мы не забывали о своих клубных обязанностях. 11 километров со скоростными стометровыми отрезками по набережной правого берега Эльбы. Бегающими людьми в Дрездене никого из местных не удивишь. Здесь абсолютное большинство понимают цену здорового образа жизни и поддерживают его. Правда, толпы трусящих по улицам людей мы не увидели.
Когда возвращались, стемнело. Я вёл девчонок к гостинице и уверенно… заблудился. Со мной такое случается регулярно. Всегда могу повторить подвиг кастромчанина Ивана Сусанина смог бы. И пусть меня также изрубят в мелкие куски, дорогу не показал бы, потому что её не знаю. Мы кружили минут пятнадцать вокруг и около, а вышли к нашей улице одновременно с Андреем и Сашей, которые задержались на набережной.
Ужинали на кухонке гостиницы. Культовое действо всех наших поездок с главной доброй колдуньей Светой Мухиной. За едой нас заняла тема мусора. Требовалась его сортировка по видам согласно надписям на вёдрах. Немецкий Ordnung застал нас врасплох и тест на аккуратность мы не прошли.
Утром шестикилометровая пробежка, в которой участвовали только марафонцы Вера Шадрина, Юля Беляева, Андрей Ивойлов и я. Полумарафонцы Света Мухина, Лена Холкина и Лена Левандовская ещё нежились в постелях. Потом завтрак в форме шведского стола и новый выход в свет.
На этот раз мы более основательно углубились в изучение района Altstadt. Начали осмотр с площади перед замком-резиденцией с выразительными сторожевой башней и кафедралом. Замок - очень сложное сооружение с затейливым периметром, с несколькими переходами, с большим собранием скульптур. Оно много раз перестраивалось в разные времена правления саксонских королей и стало эклектикой архитектурных стилей. Прошлись перед огромным панно на фарфоровых пластинах "Шествие князей", на котором в технике сграффито изображены все саксонские курфюрсты в окружении свит в костюмах, доспехах, с оружием своего времени. Затем осматривали небольшие памятники, смысл которых без экскурсовода угадывался с трудом. И, наконец, визитная карточка города - большое здание Фрауэнкирхи (церковь богородицы), возведённая в стиле барокко также по указанию Августа Сильного.
Наша группа неспешно продвигалась между старинными зданиями. Обменивались впечатлениями, и конечно, фотографировались. Зашли во дворец Альбертинум, построенном при короле Альберте, ещё одном просвещённом короле, хорошо понимавшем в искусстве. В наши дни – это музей, включающий галерею Новых мастеров, собрание скульптур и кабинет монет. В пустующем выставочном зале старинного здания современные кресла выглядели очень заманчиво. Не преминули расслабиться. Отдохнули, вышли, повернули на террасу Брюля и пошли в обратную сторону мимо зданий Альбертинума, Академии искусств, дворца Секундогенитура (раньше был предназначен для второго сына правителя). Вид на Брюльскую терассу с противоположного берега Эльбы называется панорамой Каналетто. Это и есть узнаваемая черта Старого города.
Всегда удивляюсь искусству архитектуры, когда подбираются размеры, пропорции, линии, формы, состав элементов и украшений зданий. И из этого сочетания возникает или шедевр, или безвкусица, или что-то среднее. Так вот, шедевр всегда притягивает внимание, увлекает, заставляет постоянно рассматривать и любоваться. Старые здания Дрездена именно такие. Смотришь, не насмотришься.
Вышли на Театральную площадь. Вот и опера Земпера и сам Цвингер. Повсюду туристические группы. Часто можно услышать русскую речь. Русских туристов в Дрездене много.
В Конгесс-центре нас ждал благотворительный ужин и спортивный шопинг. В этот раз здесь задержались надолго. Спортивных товаров было представлено, не в пример Москве и Санкт-Петербургу, намного больше.
Ещё на площади перед Конгресс-центром играли барабанщики, которые заворожили нас на целый час. О них я рассказал в спортивном отчёте.
Возвращались опять по Marienbrücke.
Следующий день вобрал в себя маленькую жизнь: марафон. О нём тоже читайте в спортивном отчёте.
Когда для нас закончился спортивный праздник, и мы привели себя немного в порядок – снова на улицу захаживать ноги и удовлетворять жажду познаний. Пошли к Мартин Лютер кирхе, расположенной в Новом городе. Она почти полностью почернела от времени. Меня заинтересовали фамилии в списках на подъезде жилого дома. Я нашёл даже русскую фамилию. Одно найдёшь - другое потеряешь. Потерял своих товарищей. Было уже темно. Я оббежал чёрную церковь, метнулся по старому маршруту. Пропали. Тогда я пошёл туда, куда меня тянуло больше всего: в Старый город.
На площади перед королевской резиденцией у арки Зелёных ворот под сторожевой башней рыцарь в доспехах играл мечом. Подкидывал его вверх с переворотом, ловил за ручку, и опускал, со звоном ударяя концом об мостовую. Рыцарь привлекал ночных прохожих сфотографироваться с ним. Под средневековыми латами у него просвечивали современные джинсы, а через забрало шлема было видно молодое лукавое лицо.
Дальше я пошёл на площадь Neumarkt (Новый рынок) с памятником королю-ботанику Фридриху Августу II, возле которого другие молодые люди показывали файер-шоу. Площадь до войны была окружена красивейшими домами исполненных в стиле барокко, рококо (позднего барокко), ренессанса. Это то место, где сегодня идёт самое крупное реконструкционное строительство в Дрездене. На Neumarkt стоит мировой шедевр архитектуры Фрауэнкирха. Кирху восстанавливали уже после объединения Германии и заново открыли совсем недавно: в 2005 году. Она ещё не успела потемнеть, как постепенно темнеют все здания, сложенные из местной довольно прочной породы песчаника. Кстати, в числе инициативной группы по восстановлению кирхи была и знаменитая немецкая оперная певица Ерна Бергер, в честь которой была названа дрезденская улица, на которой мы проживали несколько дней.
Зашёл внутрь. Интерьер церкви очень приветливый за счёт светлых тонов отделки. Убранство, конечно, поражает изяществом и роскошью одновременно: высокие арочные своды с выходом к витражам той же формы, пять уровней хоров (балконов) с резными перилами, орган над золотым алтарём, плафоны и прекрасный нижний купол (вообще купол двойной), расписанные картинами на библейские темы. Интересно, что на хорах во время службы может располагаться больше прихожан, чем внизу. На первом уровне хоров есть застеклённые молитвенные комнатки, которые раньше предназначались для состоятельных дрезденцев.
Сидя на длинной лавке, какие всегда есть в католических церквях, я задумался. Почему, за каких-то 50-60 лет, в Дрездене в старину появилось так много достопримечательных зданий, которых не было раньше и уже активно не строилось позже? Готовя это отчёт, я покопался в литературе и узнал, что Август I был ещё королём Польши (тогда Речи Посполитой) и оттуда он извлекал огромные доходы. Польша невольно работала на искусство столицы Саксонии. Кстати, такому положению способствовало союзничество Саксонии с Россией против шведского короля Карла XII. Ещё при Августе I был разгадан секрет получения фарфора привлечёнными совсем для другого дела (поиска техники превращения свинца в золото) алхимиками, что дало возможность первыми в Европе открыть фарфоровые мануфактуры и производить очень дорогой по тем временам саксонский фарфор. Тогда Китай навсегда потерял монополию на фарфор. Август I был баловнем судьбы. Но его ненасытность ко всем радостям жизни ослабила экономику страны, и после себя он оставил огромные долги.
Вернёмся в кирху. На кафедру взошла женщина-лектор и стала, как я догадался, рассказывать историю кирхи, а потом все слушатели направились в подвал, где расположен музей истории при кирхе. Я последовал за ними. По описаниям и фотографиям я и узнал трагическую историю Фрауэнкирхи. Тяжело раненная в первый же день бомбёжки она несколько часов была жива, и только на следующий день её массивный купол с ротондой стал падать и обрушил всё здание.
После посещения кирхи я пошёл обратно к гостинице и на правом берегу возле памятника Фридриху Августу I встретил наших. Вы не поверите, мы обрадовались этой встрече на далёкой немецкой земле. По-моему, и сам носатый Август улыбался, сидя на своём золотом коне.
4. На следующий день утром к гостинице подъехали Ольга с Альфредом. Мы уже позавтракали и были готовы к новому походу. Альфред повёз нас на микроавтобусе в Саксонскую Швейцарию, что по прямой на юго-восток в 50 километрах от Дрездена и выше по течению Эльбы. Это национальный природный парк - известная достопримечательность Германии. Саксонская Швейцария имеет несколько интересных мест. Крепость Кёнигштайн, которую однажды посетил сам Пётр I и где во время Второй мировой войны были спрятаны сокровища Дрезденской галереи. Крепость Штольпен – тюрьма для опальных вельмож. Кушталь со скальными воротами на высоте более 300 метров. Скальный замок Нойратен. Лихтенхайнский водопад. Но самым содержательным местом является Баштай (или Бастай, если семантика связана со словом бастион). Туда мы и направлялись.
Наш добродушный Альфред вёл Форд по навигатору, который успокаивающе повествовал о дороге. Дрезден быстро стал одноэтажным. Частные подворья вдоль дороги отличаются от наших низкими изгородями, большим количеством декоративных растений, аккуратными дорожками и разнообразием украшений, проявляющих вкус своих хозяев.
Мы, наверное, проехали километров 65, когда после плавного подъёма, достигли туристической площадки, откуда до Бастая можно было пройти пешком или доехать на специальном автобусе. Последним вариантом мы и воспользовались, экономя время для вечернего посещения дрезденских магазинов.
Описывать эти места в тысяче первый раз - дело неблагодарное. Хотите увидеть завораживающие виды этих мест, то наберите в любом интернетовском поисковике название и будете удовлетворены. Я только перечислю, что больше всего меня впечатлило.
Октябрь - лучшее время для посещения Саксонской Швейцарии. Вы получите замечательные зрительные картины и фотографии. Раскрашенные осенью листья на фоне серо-чёрных скал напоминают картины абстракционистов, но, конечно, выразительней их. Во всяком случае, мне, уставшему после марафона, всё так и виделось. Старинный мост в несколько арочных пролётов из песчаника. Тонкие округлые скалы, частоколом стоящие вокруг вперемежку с высокими деревьями. Строго вертикальная отвесность скал ощущается благодаря смотровым площадкам, построенным в разное время, во множестве мест, на различных уровнях. С высоты интересно смотрится плавно изгибающаяся Эльба. Эльба прямо под ногами и кажется, что если оттолкнуться и прыгнуть, то можно и перепрыгнуть её; так обманывает двухсотметровая высота. За дополнительную плату за другим частоколом, только деревянным, можно увидеть место проживания монахов. Следы их существования: вырубленные в скалах то тут, то там ступени, камнеметательное орудие, хитроумный накопитель воды с природным фильтром. Если бы не пасмурная погода, то мы бы могли увидеть очертания крепостных стен Кёнигштайна в 10 километрах от Бастая. Зато возвышающаяся недалеко от Кёнигштайна гора в тумане смотрелась таинственным призраком.
Налазившись по лестницам, мостикам, переходам, перекусили в местном кафе и вернулись к своей машине.
На обратной дороге по инициативе Ольги и Альфреда заехали в Пилльниц. Эта королевская загородная резиденция была тоже построена при любвеобильном Августе Сильном и подарена им своей фаворитке графине Козель, которая позже за частое вмешательство в мужские дела (политика, охота, рыбалка, баня и т.п.) была сослана в упоминавшуюся крепость Штольпен, где прожила в заточении полвека до самой смерти. Сурово, но справедливо.
Здания дворцового комплекса с теми же изумительными пропорциями, какие мы видели в Дрездене, но выполнены в стиле китайского барокко. Восточное лицо строений заметно проявляется в выгнутом профиле крыш. Замок Пилльниц состоит из трёх больших зданий: Горного дворца, Водного дворца и позже пристроенного Нового дворца, между которыми разбит регулярный английский парк Люстгартен. Очень красив Водный дворец с балконами в два яруса с ажурными позолоченными балюстрадами, с широкой лестницей, спускающейся к Эльбе, окружённой парапетом и сидящими на нём сторожевыми сфинксами. Вот этот лучший вид с реки по незнанию мы и пропустили. Как не увидели (из-за отсутствия среди наших гаджетов машины времени) подплывающие к дворцу разноцветные плоскодонные гондолы, украшенные резными рострами, с маленькими дворцами-павильонами для размещения придворной знати.
Большое удовольствие погулять в тёплый осенний день по дорожкам дворцово-паркового ансамбля, возомнив себя тоже дворянином в рейтузах и со шпагой. Историческая явь как-то близко ассоциировалась со сказочными сюжетами. Например, стадо гусей (на земле - стадо, в воздухе - стая) на большом живописном лугу при Эльбе, напоминало как раз эпизод из какой-нибудь сказки, например, про мальчика Нильса, который путешествовал на гусях. Цветочные клумбы собрали все краски мира и ещё хранили в себе тепло летнего солнца. Наши цветы-девчонки готовы были с ними по-родственному обниматься. Огромные неохватные в стволе перистолистые красные буки видели самих королей. Декор галерей, который мы усмотрели, заглядывая в окна, не блистает роскошью, как в нашем Петергофе. С уральскими самоцветами: малахитом, яшмой, агатом, родонитом, порфиром - у них явно была "напряжёнка". Всё-таки, Саксония по историческим обстоятельствам не вобрала в себя всё могущество немецких земель.
Остаток дня потратили на посещение дрезденских торговых центров. Все дни пребывания в Дрездене они манили путешественников своими огромными сверкающими витринами. Некоторые из нас клялись, между прочим, что не будут тратить время на магазины для пользы приобщения к высокому. Впрочем, "кто из вас без греха, пусть первым бросит в меня камень". В какой из центров идти, мнения разделились, следовательно, и маршруты.
5. На следующее утро мы снова бегали по известному маршруту.Erna-Bergerstraβe – Antonstraβe – Marienbrücke - Magdeburger Straβe - спортивный центр - Pieschener Allee - и обратно.
Опять пробегали мимо большого здания мечети. Только потом я узнал, что это величественное многоэтажное строение с большим куполом, минаретом и островерхими башенками называется Йенидце и является бывшей табачной фабрикой, построенной в восточном стиле, так как табачное дело вообще связано с Востоком. Минарет на самом деле скрывал дымовую трубу. Сейчас Йенидце - это офисный и торговый центр, а под куполом размещается ресторан с великолепным видом на город.
А мы бежали по Дрездену. Этот бег в прохладном утреннем тумане открывал нам новый день, в котором у нас был запланирован главный культурный поход в картинную галерею.
Если вы не были в Дрезденской картинной галерее - вы не были в Дрездене, а если не были в Дрездене – не были в Восточной Германии.
Итак, Цвингер. Это тоже комплекс очень интересных зданий, собранных в единую замкнутую композицию. Когда мы вошли внутрь этой композиции, то увидели огромный двор, на котором толпилось несколько туристических групп. Мне без труда удалось найти русскую группу и подслушать кое-что об истории Цвингера.
Вообще цвингером называли часть городских укреплений между наружными и внутренними крепостными стенами. Здесь размещались в основном животные самого разного предназначения. Оборонительные функции Цвингер при Августе Сильном потерял, а использовался для проведения придворных празднеств. Соответственно этому назначению он и отстраивался в дальнейшем.
В центре двора - кольцо из четырёх фонтанов в камне. Вокруг в гармонии стоят здания картинной галереи, оружейной палаты, немецкого павильона, павильона колокольчиков, павильона с собранием фарфора, Коронных ворот, галерей, примыкающих к Коронным воротам с двух сторон, физико-математического салона, павильона на валу, французского павильона.
Наша группа разбрелась кто куда. Я, послушав экскурсовода, нашёл Веру, Андрея, Юлю и Лену Левандовскую в Павильоне на валу. Они фотографировались у фонтана "Купание нимф" с искусственными гротами и со скульптурными аллегориями. Потом мы по полукруглой лестнице поднялись на балюстраду павильона, где открылся большой пруд с внешней стороны Цвингера. Я рассмотрел вблизи скульптуры ангелочков - рубленый песчаник, а снизу смотрятся замечательно.
Потом я вернулся к Коронным воротам, которые больше всего мне понравились. Ворота имели значение собственно ворот (как входа в Цвингер со стороны центральной части города), триумфальной арки и символа власти над Польшей. Великое множество элементов в барочных сооружениях поражает. Если все их осматривать и вникать в их смысл, то можно потратить немало времени только на одни эти ворота. Я был избавлен от этого, потому что часть сооружения реконструировалась и была в лесах.
Каждый из двух уровней ворот по четыре группы колонн и пилястров заканчиваются арочными навершиями с вазами и скульптурами. Замковые камни арок закрыты скульптурами мужской Геркулеса и женской голов. В нижних нишах несколько скульптур античных божеств. Выше - синий луковичный купол с гранями, украшенными позолоченным орнаментом растительной формы. Купол венчают четыре скульптуры орлов, поддерживающих тоже позолоченную польскую корону.
Кульминацией нашей всей туристической программы стало посещение картинной галереи, так называемых, Старых мастеров. Собственно, мы все знакомы с большинством из них. Не лично, конечно, но слышали мировые имена итальянской, голландской, фламандской, французской, испанской, немецкой художественных школ. Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Корреджо, Боттичелли, Тинторетто, Веронезе, Эль Греко, Рубенс, Рембрандт, Ван Дейк, Дюрер, Пуссен и других.
Зайдя в здание галереи, мы сняли верхнюю одежду в гардеробе, хотя можно было бы оставить её в автоматических камерах хранения, что выгоднее – одна на несколько посетителей. Запаслись схемами и некоторые из нас взяли аудиогиды на русском. Последний сервис сейчас практикуют во всех крупных музеях мира. В нашем случае это оказалось очень нужным средством из-за того, что на живого гида мы не могли рассчитывать, ввиду малочисленности группы. Дальше мы перемещались по залам кто как хотел.
Собрание картин не представляет хронологическую историю развития художественного искусства, как в других богатых музеях. Большинство картин было собрано всего за полвека и тогда скупались произведения известных на то время европейских художников.
Помните, во второй части отчёта я упоминал панораму Каналетто. Здесь я увидел его картины городского пейзажа, связанного с Дрезденом. Все узнаваемые виды Старого города. Такие картины только видов Санкт-Петербурга писал и наш знаменитый художник Фёдор Алексеев, которого называли русским Каналетто. Мы видели картины Алексеева в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Сам Каналетто, от рождения Бернардо Беллотто, носил прозвище своего дяди. Именно младший Каналетто писал виды Дрездена. Оба художника, Алексеев и Каналетто, современники, могли бы встретиться и поговорить о ремесле своего жанра, называемого ведутой. Но так не произошло. В своих глазах их соединили мы - почитатели искусства.
Пять или шесть картин я узнал, так как заочно был знаком с ними ещё во времена моего детства, когда собирал художественные марки. Это взволновало меня даже больше, чем встреча с картиной номер один галереи: "Сикстинская мадонна" Рафаэля.
Что касается Мадонны, то, что тут скажешь. Перепиской чужих текстов я не занимаюсь со школьной скамьи, мне всегда проще было выражать мысли самому. Можно пересказать аудиогида. К тому же божественным провидением я обнаружил в приборе ещё страницы, касающиеся Мадонны, кроме той, которая совпадала с номером картины. Я дождался, когда освободиться самое удобное место на скамье перед шедевром, и надолго перед ним расположился.
Картина огромна (2,7 на 2 метра), размещена в большом зале в конце главной анфилады залов. На ней изображены всего шесть героев, не считая едва заметные лица ангелов за приоткрытыми шторами. Дева Мария с младенцем Иисусом на руках спускается по облакам вниз к людям. Её провожает великомученик папа римский Сикст II, указывая направление рукой. Святая Варвара покорна и благоговейна перед богоматерью и Иисусом. Ещё есть два мальчика-ангелочка, облокотившиеся на нижнюю раму картины. Они очень умильны и немного лукавый взгляд их выдаёт, что знают чего-то больше, чем мы грешные. А вот выражение лица Мадонны, действительно божественное и по написанию, и по смыслу. Глубокой материнской любви, величественности от понимания кто на её руках, тревоги от предвидения судьбы сына в человеческом обществе. Как это получалось у Рафаэля, что зритель проникается особой духовностью, смотря на картину, мне не объяснить, как не объяснить, свойство гениальности.
История создания картины запутана. По одной версии она была заказана Рафаэлю папой Юлием II для своей гробницы. По другой - картина предназначалась для траурной церемонии прощания с самим Сикстом II и стояла на его гробе в одной из ниш придела собора святого Петра. Именно, последнее обстоятельство заставило затем выставить картину из собора и отправить в провинциальный монастырь святого Сикста города Пьяченц.
Спустя больше столетия, когда саксонские курфюрсты создавали культурный Дрезден, картина была востребована, как произведение уже прославившегося Рафаэля. Король Фридрих Август III хотел большего: картины Рафаэля из самого Рима, но поняв невозможность такого приобретения, два года вёл трудные переговоры за Сикстинскую Мадонну с алтаря церкви в Пьяченце и купил её за огромные деньги. Живёт легенда, что, когда картину внесли в зал резиденции Августа, тот взглянув на неё, тут же приказал отодвинуть королевский трон со словами: "Её место по праву здесь".
Сидя на лавке, я вспомнил, и не просто так, о картине "Джоконда", копию которой видел в Эрмитаже. Они явно перекликаются, две великие картины "Джоконда" и "Сикстинская Мадонна", два великих живописца Ренессанса Леонардо да Винчи и Рафаэль, две великие женщины Моно Лиза и Мадонна. Вглядитесь в их глаза, и вы увидите, что они очень похожи. У Моно Лизы - неизвестной женщины, идеального женского образа - и у Мадонны – всемирно известной женщины, матери Иисуса Христа. Тот же полный глубокомысленности взгляд, взгляд, говорящий о знании начал жизни через материнство, взгляд, проникающий вам в душу. Отчего так?
Второй картиной Дрезденской галереи считается "Спящая Венера" Джорджоне. Красота тела, величественное спокойствие, умиротворение. Аудиогид рекомендовал мне сравнить и повернуться к другой постельной Венере - кокетливой и соблазняющей, - но было уже поздно, та первая потянула меня в сон. Тем более меня удивили наши венценосные бегуны Вера и Андрей своей любознательностью, а главное марафонской выносливостью при осмотре экспозиций.
Под вечер, после картинной галереи и музея фарфора (последний меня не вдохновил, видимо, из-за наступившей усталости), мы почти случайно зашли в другую галерею: Длинную Конюшенного двора (Штальхоф), служившую для рыцарских турниров и других торжественных представлений. Над 22 тосканскими колоннами в основании арок – гербы, кажется, победивших рыцарей, и повторяющиеся скульптуры голов оленей и, извините, козлов. Выше - орнамент и двойные окна с аттиками, а ещё выше - крыша со слуховыми окнами. Всё вместе представлялось очень красивым местом.
В завершении дня мы снова в поисках подарков близким растворились в людских потоках, текущих в больших магазинах. Потом оставалось только в последний раз переночевать в полюбившемся хостеле "Кенгуру-стоп" и утром покинуть Дрезден. Нас снова ждал Берлин.
Итак, мы увидели красивейший город Восточной Германии, главные его достопримечательности. Всё равно, и в этот раз получилось "галопом по европам". Пока мы ещё бегаем на соревнованиях, нам, наверное, не избежать некоторой суматошности в осуществлении культурных программ. Нельзя считать, что мы изучили хотя бы сотую часть Старого города Дрездена, поняли его историю, узнали жизнеописания главных героев, его когда-то создавших и населявших. Мы прошли мимо и не увидели жутких свидетельств казни города в феврале 1945 года, когда в смерче зажигательных бомб за 14 часов погибло, по разным оценкам, больше двадцати пяти тысяч человек. Мы не узнали, как и чем живут современные горожане, хранящие память прошлого и также скромно проходившие мимо нас.
6. Альфред уверенно вёл наш микроавтобус, в котором мы все, кроме Лены Левандовской, возвращались в Берлин. Дорога шла почти строго на север. И справа и слева от неё перемещался в основном лес.
За каких-то полтора часа мы преодолели 160 километров и вскоре въезжали в Берлин. Не доезжая до аэропорта Темпельхоф, который расположен близко к центру в огромном одноимённом лесопарке, повернули направо и в районе Трептов-парка по Elsenbrücke переехали через Шпрее из Западного Берлина в Восточный. Этот момент я сверил с видеосъёмкой Веры Шадриной.
Удивила монументальная скульптура огромных, плоских и дырявых мужских силуэтов, установленная прямо на реке. Называется Molecule Man, символизирует единение трёх городских округов, высотой 30 метров, сделана из алюминия, весит 45 тонн.
Шпрее очень узкая река и стены многих зданий являются береговой линией, отчего река местами похожа на венецианский канал. Кстати, Шпрее впадает в реку Хафель (Хафель - в Эльбу) в западной части города, так что Берлин стоит в двуречье.
На правом берегу Шпрее открылась сохранённая часть Берлинской стены, изукрашенная граффити самого разного содержания, в том числе и знаменитой сценой целования Брежнева с Хонеккером. Мы её видели.
Быстро нашлась Alexanderplatz (названа в честь русского царя Александра I) и гостиница. Пришло время прощания с нашими новыми друзьями Ольгой и Альфредом. Альфред всех по очереди обнимал и что-то тепло говорил на немецком. Кажется, при этом обещал приехать к нам в Россию. Мы все очень благодарны Ольге и Альфреду за большое содействие нам в этой поездке и ждём скорой встречи с ними уже в Саратове.
Гостиница ONE80º, которую я в спешке бронировал ещё в Саратове, спасая наши визы, представляло собой современное коробочной формы здание в 10 этажей. До расчётного часа, после наступления которого мы могли заселиться, оставалось пару часов, и мы решили побывать в Бундестаге. Экскурсия также заказывалась в Саратове на этот день, и как я думал, с тремя вариантами времени посещения. Побросав вещи, на свой страх и риск, в кладовой гостиницы, которая не запиралась и никем не контролировалась, помчались к Бундестагу по центральной улице Берлина Unter den Linden Straβe (в переводе: под липами). Три километра быстрого шага и вот он один из символов города- Бранденбургские ворота, а справа и само здание, в котором заседает Бундестаг.
Хочу заметить, что Германия - это парламентская республика, т.е. высшим органом власти является выбираемый народом немецкий парламент, а тот уже в свою очередь выбирает канцлера.
С Бундестагом получился конфуз, отчего в моём сознании он сразу превратился в Рейхстаг. Собственно, это вполне официальное название самого здания. Оно сохранилось. Вариантов посещения не было, нам определили одно, но более позднее время, чего я не вычитал в длинном тексте подтверждения на немецком языке. Ждать мы не могли – надо было оформляться в гостинице, а возвращаться сюда ещё раз никто не захотел. Юля Беляева, Светлана Мухина, Лена Холкина и я задержались, чтобы осмотреть окрестности. На огромном поле на стороне парадной лестницы Рейхстага устроили фотосессию. Режиссировала Лена. Вот молодость, вот бесшабашность. Что только не вытворяли, но, уверяю, ни один элемент Рейхстага при этом не пострадал. Вообще здание вопреки моему ожиданию оказалось не таким уж крупным, каким виделось на знаменитой картине Кривоногова "Победа. Рейхстаг взят" или в военных фильмах. Для работы парламента объединённой Германии его вместимости, конечно, не хватало. Поэтому недалеко выстроены ещё два больших современных здания с многоуровневыми подземными частями. Сам Рейхстаг значительно реконструирован.
В гостинице тоже получился конфуз. В нашем номере, все места которого были нами оплачены, обнаружились вещи постороннего. Лично я по доброте душевной несправедливости в этом обстоятельстве не заметил. Минут двадцать шёл поединок между Юлей Беляевой и представителями администрации. Закончилось выносом вещей постороннего. Сам нелегал появился минут через 40 и на вид оказался молодым парнем, наверное, студентом. Мы предположили, что в этом большом муравейнике, каким была наша недорогая, демократичная гостиница, кто-то из сотрудников подрабатывал.
Лифт – отдельная история. Запустить его никак не удавалось. Все мы по очереди тыкали кнопки, пытались найти подходящее их сочетание, типа Ctrl+C или Ctrl+V, шептали заветные слова "сезам откройся", а в конец, подпрыгивали и корчили гримасы. Лифт мелодично отзывался, но стоял, как истукан. Представляю реакцию наблюдателей, если в кабине стояла скрытая видеокамера. И только тогда, когда кто-то заприметил считыватель проксимити-карт и сунул туда карту, выданную на ресепшн, лифт лихо подбросил нас на 3-й этаж.
Наш номер оказался простым, но в тоже время очень функциональным. Специально разработанные металлические двухъярусные кровати с толстыми, плавных линий поручнями и выдвижными ящиками, одновременно являющимися ступенями, ортопедические матрасы, натягивающееся постельное бельё, небольшой бытовой уголок - всё гладкое, чистое, светлое и удобное. В санузлах и душевых - сантехника Groe; что для нас - круто, а для немцев - обычно. И при этом, повторюсь, гостиница очень ёмкая, рассчитанная на молодёжь.
На знакомство с Берлином, к сожалению, оставалось немного времени. Разумно было просто пройтись по улицам, выбранным на авось, хотя знали, что в столице много крупных музеев разной направленности, а рядом с нашей гостиницей между Шпрее и каналом находился целый музейный остров, который так и называется. Интересно было бы покататься в метро U-Bahn, и особенно в надземном транспорте S-Bahn (последний курсирует и над землёй, и под землёй, и на земле), но больше 100 рублей на одну поездку - напрягало.
Опять двигались вдоль Унтер-ден Линден – главной артерии Берлина. Осмотрели несколько архитектурных памятников, в том числе Берлинский собор, Университет имени Гумбольдта, Немецкую государственную оперу, Немецкий исторический музей, городскую мэрию, конную скульптуру Фридриха Великого. Фотографировались и дурачились. Цельной исторической части в центре города не увидели (не потому что дурачились), наверное, потому что она не сохранилась. Много зданий, кстати, пропало во Вторую мировую войну. Современные здания стоят вперемежку со зданиями старой постройки, но иногда открываются старинные здания высокой архитектуры. Последних немного, но большие размеры и внешний облик их явно несут в себе признаки принадлежности к мировой культуре.
Берлин сегодняшний – это большая стройка. Повсюду строительные леса и заборы, а ещё мощные трубные коммуникации синего цвета, значение которых так и не выяснили. Столица перестраивается масштабно и структурно. Например, заканчивается строительство крупного, ультрасовременного аэропорта Берлин-Брандербург, в который мы могли попасть, но из-за задержки стройки его открытие откладывалось неоднократно, а нам поменяли билеты на Берлин-Тегель.
Напоследок паслись в крупном торговом центре "Galeria" на Александерплатц, а потом вернулись в гостиницу.
Мне спалось хорошо на широком ортопедическом матрасе на втором ярусе. Время в Берлине бежит также быстро, как и в Москве. В 6:00 включился будильник в телефоне. Накануне между Юлей, Леной и мной состоялся заговор - мы решили бежать. Тихонько, на ощупь оделся в спортивное и спустился в вестибюль. Спустилась Юля. Стали ждать Лену. Она появилась расстроенная – потерялись кроссовки. Мы с Юлей вынуждены были бежать вдвоём. Шла морось и в её тумане совершалось историческое событие - мы бежали по Unter den Linden Straβe Берлина. Кто только не передвигался по ней. На известных военных парадах нацистской Германии сапоги штурмовиков под бравурный марш Эрика чеканили её мостовую, а теперь вот мы тихонько шлёпали по ней кроссовками. Добежали до площади Большая звезда (4 километра от гостиницы). Я пересёк огромную площадь, чтобы поближе рассмотреть грандиозный памятник в виде триумфальной колонны, установленный в честь прусских побед в трёх войнах. Четвёртый цилиндр в колонне добавили при Гитлере по случаю захвата Франции. Колонна настолько широкая, что в ней есть винтовая лестница из 265 ступеней для подъёма на смотровую площадку. Я оббежал постамент вокруг. Из-за непогоды и слабой подсветки позолоченная 8-метровая скульптура Виктории на 67-метровой колонне почти не просматривалась. От колонны отходили во все стороны улицы широкими и узкими лучами. Оббегая памятник, я выскочил не на тот луч. Юли нет. Жду 5 минут. Её не вижу. Забеспокоился. Вспомнил предупреждения Альфреда. Кругом парк Tiergarten, одинокие бегуны вбегают в его черноту. Перебежал улицу и увидел Юлю, бегущую с другого луча. Я сразу понял свою ошибку. Тем же маршрутом побежали назад. У Бранденбургских ворот под открытым небом ночевали манифестанты - турецкие рабочие, которых должны были вот-вот депортировать. А мы, довольные, вернулись в тёплую гостиницу.
Начались общие сборы. Заказали такси-микроавтобус. И напоследок ещё одно приключение. Попали в пробку и явно опаздывали на самолёт. Кое-кто запаниковал. Стали уныло шутить по поводу того где ночевать: под каким-нибудь мостом или присоединиться к протестующим турецким рабочим. Лично я успокаивал себя тем, что знал расстояние до аэропорта Берлин-Тегель. Небольшое. Такое расстояние мы с Юлией пробежали утром. Если бы не сумки, то добежали быстрее такси. Но пробка была плотной. Только после Восточной речной гавани дорога стала свободнее и поехали веселее.
Мы успели, и ещё осталось время на Duty-free. Дальше всё шло, как по маслу. Аэропорт Берлин-Тегель, аэропорт Москва-Домодедово, аэроэкспресс, Павелецкий железнодорожный вокзал.
Мы возвращались в родной Саратов. За нами летело тепло Западно-Европейской равнины, которое потом надолго задержало осень в наших краях.
Такой получилась главная поездка в 2012 году путешествующих бегунов саратовского КЛБ "Сокол". В этот раз в ней участвовали Андрей Ивойлов, Юлия Беляева, Елена Левандовская, Светлана Мухина, Александр Назаров, Елена Холкина, Вера Шадрина и я, ваш скромный автор, Геннадий Малых. Может и не хватало в нашем составе двух характеров, но что тут поделаешь.
Саратов. Декабрь 2012 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев