Часть 3.
Они имели такое сильное отвращение ко всей внешней стороне религии, что отрицали не только ее обрядовую сторону, но даже и письменное выражение истины, считая действительной только изустную передачу истины, познанной говорящим. "Напишите во сердцах, возвестите во устах", говорили они. Духоборы признавали божественное происхождение Библии, верили, что Слово Божие это единственный источник веры и спасения, но только тогда, когда это Слово живет в человеке, когда Бог познается по опыту, через вдохновение свыше, объясняющее человеку Священное Писание.
Главнейшей характеристикой духоборчества как направления было то, что они перевели все видимые формы богопочитания в невидимые: крещение производится Словом Божиим, когда человек отрекается от себя и вверяет себя Богу. Исповедь это сокрушение сердца перед Богом. Причастие происходит мысленно, через веру в жертву Христа. Церковь невидима, она состоит из людей, которые призваны Богом, руководствуются "внутренним светом", стараются "засеменяться добром".
Таким образом, можно сказать, что духоборы в полной мере восполнили то, чего так не хватало в иерархическом устройстве и обрядовом богослужении в официальной церкви. На первое место они поставили сердечную веру, а во взаимоотношениях равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном. Они верили, что они являются храмом Божиим и имеют в себе присутствие Троицы. То, что они приветствовали друг друга глубоким поклоном, кланяясь не человеку, а Духу Святому, живущему в нем, и больше не кланялись никому, чрезвычайно беспокоило православное духовенство. В 1792 году митрополит Гавриил писал о духоборах: "Сии их умствования есть умствования анабаптистов. Сколь они опасны, открывает история XVI века, когда Фома Мюнцер вредные для правительства заключения сделал. Такие мысли тем опасны, что для крестьян могут быть лестны: сие изведала Германия".
Это высказывание чрезвычайно типично для официального православия: непременно найти какую-нибудь "западную порчу" в русском уме, и дальше совершенно не заботиться о том, что явления совершенно непохожи друг на друга. Духоборы и не слыхивали об анабаптистах, и сами не имели ничего общего с перекрещенцами, да и крещение понимали чисто духовно. Если что и было общего между анабаптистами и духоборами, так это быстрое их распространение в самом начале возникновения. Духоборчество в короткое время распространилось по Екатеринославской губернии и дальше по Харьковской, Саратовской, Тамбовской, Воронежской, Астраханской, Пензенской губерниям, между Донским казачеством и даже в Сибири и Финляндии. Распространению духоборчества во многом способствовала их тихая, трезвая, праведная жизнь. "Любя ближнего, мы осуществляем любовь к Богу. Мы разумеем, что человек, усваивая любовь, приобретает Бога в сердце своем. Отсюдова выводятся взгляды на все окружающее, на всю жизнь сострадательный, покровительственный, любовный", так писал последний руководитель духоборов Петр Веригин, так считали и первые из них на сто пятьдесят лет раньше. "Прямодушные, честные, ласковые, с трогательной заботливостью хлопочущие о нуждах других, так характеризовал их однажды председатель Государственной думы Н.А. Хомяков, живший среди них в 1877 году. ~ И какие работники! Рослые, сильные, стройные. Красавцы". Эта удивительная устойчивость религиозных и нравственных убеждений свидетельствует о том, что духоборчество глубоко национальное явление. Это настоящее богоискательство, любовь к Богу и Его истине с готовностью исполнять божественные заповеди, а также с готовностью и постоять за свои убеждения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев