Многовековая эра парусников и гребных судов подошла к завершению именно 218 лет назад.
Американский изобретатель Роберт Фултон успешно испытал судно на паровой тяге.
Разумеется, прекрасная идея не пришла к Фултону во сне: опыты по созданию пароходов проводились уже по меньшей мере 100 лет до того. Однако самоходные суда всякий раз либо сжигались дотла суеверными рыбаками, либо в пух и прах критиковались предпринимателями, которые боялись конкуренции.
Впрочем, все это большей частью относилось к Европе. А вот в Америке, лишь совсем недавно получившей независимость, приветствовались и первопроходцы-изобретатели и проекты, способные принести прибыль.
Судья Генри Ливингстон рассмотрел немалый потенциал пароходов. Он добился разрешения для регулярных рейсов по реке Гудзон, и за реализацией своих замыслов обратился именно к Роберту Фултону.
Ранее Фултон пытался запатентовать свой пароход во Франции, предложив его Наполеону Бонапарту. От всех предыдущих пароходов судно Фултона отличалось, во-первых, компактностью (в ранних версиях пар приводил в движение не гребное колесо, а два ряда весел), а во-вторых – стабильностью.
Ранние версии паровых машин не отличались надежностью, да и установка их в деревянный корпус всегда была рискованной. Тем не менее, созданный Фултоном корабль спокойно плыл против течения Сены на протяжении полутора часов со средней скоростью около 5 км/ч.
После того, как поступило предложение от Ливингстона, Фултон перебрался в Штаты и построил гораздо более крупную версию своего парохода, водоизмещением 150 тонн и с паровой машиной мощностью 20 л. с.
Судно преодолело 150 миль вверх по реке за 32 часа, продемонстрировав неоспоримое превосходство над парусными и весельными соперниками. Дальнейший путь развития судоходства был предопределен навсегда.
Так что сегодня – день рождения не только парохода, но и всех современных самоходных судов - от крошечного буксира до мегаконтейнеровоза.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев