прошло три месяца после Победы
ПОСЛЕДНИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ПОГРОМ в КИЕВЕ
7 сентября 1945 года в столице Украинской ССР произошел последний еврейский погром, факт которого замалчивался в прессе в те годы и мало известен сейчас. Точное количество жертв этого события не установлено. В одних источниках указывается, число жертв 100 и 36 человек были госпитализированы, пятеро погибли в результате беспорядков.
Осенью 1945 года на имя Сталина, Берии и редактора "Правды" Поспелова из Киева пришло письмо, подписанное четырьмя фронтовиками-евреями. "Здесь свирепствует невиданный в нашей стране антисемитизм", — тревожно сообщали авторы письма. Это они умеют. "Держи вора!", обычно громче всех кричит сам вор.
Предпосылки для еврейского погрома 1945-года.
До начала ВОВ в Киеве проживало около 230 тысяч евреев, что составляло четверть его населения. После освобождения от нацизма угнанные на принудительные работы в Германию выжившие евреи стали понемногу возвращаться в Киев. Бедственное экономическое положение в послевоенные годы – голод, разруха, острый жилищный кризис. Евреев, которые по царившим в обществе представлениям умели наживаться в любое время, стали винить во всех бедах.
Они действительно богато жили до войны и владели, среди прочего, большими квартирами в Киеве. После разгрома врага эти громадные жилплощади были отданы под коммуналки. Только так можно было решить жилищный вопрос в полуразрушенном городе. Люди ютились в подвалах, на чердаках. В коммунальных квартирах жило по несколько семей. Многие из них были бывшими соседями владельцев этих квартир. В таких условиях претензии евреев на свою собственность – не только квартиры, но и мебель, и другое имущество - воспринимались населением в штыки. Власти Киева при этом частично состоящее тоже из евреев по возможности старались возвращать своим собратьям бывшим владельцам их квартиры. Мало того евреи порой стали сбиваться в группы и силой забирать квартиры и лучшую мебель, посуду и другое имущество у новых владельцев, оправдывая это тем, что эти вещи раньше якобы принадлежали им.
В городе повсюду возникали конфликты с евреями.
Случай который послужил всплеском народного негодования произошёл 3 сентября 1945 года. Старший лейтенант НКГБ УССР Розенштейн прибыл в родной Киев из ташкентской эвакуации вместе с женой. После приезда он отправился на квартиру, где жил до войны. Там старлей застал новых жильцов. Женщин детей и двух демобилизованных солдат — рядового Грабаря и младшего сержанта Мельникова. "Ташкентский партизан", как его точно окрестили солдаты, достал оружие и стал угрожать им. В результате конфликта Розенштейн застрелил из табельного оружия Грабаря и тяжело ранил Мельникова (позже он скончался в больнице). Лейтенанта арестовала прибывшая милиция.
Недовольство народа поведением евреев накалилось до предела. И похороны Грабаря и Мельникова превратились в митинг. Участники процессии вместо того, чтобы пойти прямой дорогой на Лукьяновское кладбище, двинулись в центр Киева, в район, который носил название Евбаз (еврейский базар). Встречавшихся на пути евреев избивали, кидали камни в окна, где замечали любопытных, громили прилавки. Официальный доклад комиссара внутренних дел УССР говорит о трех пострадавших и о том, что беспорядки были своевременно пресечены работниками НКВД, сопровождавшими процессию.
Но скорее всего это не соответствует действительности, так как по свидетельству очевидцев, избитых евреев было больше. Вот только неизвестно, откуда взялось число в 100 человек и 36 тяжелых, которые попали на больничные койки. Да и о пятерых умерших от побоев нигде, кроме как в письме на имя Сталина не упоминается.
Остановила бесчинства киевская милиция. Еще во время похоронной процессии прошел слух о готовящемся гораздо более масштабном антисемитском выступлении, поэтому властям пришлось действовать быстро и решительно. Была выставлена охрана синагоги и других объектов, принадлежавших евреям. Только благодаря такой оперативности были предупреждены массовые убийства. Розенштейн по постановлению суда был расстрелян, но имущество у его семьи конфисковано не было.
Вот так закончился киевский еврейский погром 1945 года. А погром ли? Это слово впервые упомянули в своем письме евреи-фронтовики, сгустив краски и не стеснив себя тревожными эпитетами. Уже в наше время "погром" шагнул на страницы прессы, прописавшись в заголовках. Но называть разбитые стекла домов, порушенные торговые ряды и несколько десятков пострадавших евреев громким словом погром, пожалуй, было бы неправильно.
А сентябрьский погром в Киеве 1945 года официально считается последним еврейским погромом на территории СССР.
Вспомнился старый анекдот.
Звонок в дверь. Хозяин открывает, перед ним стоят мужчина и женщина.
- Здравствуйте, это вы вчера на пляже спасли утопающего еврейского мальчика?
- Ну я.
- А где шапочка?
Большинство представителей других народов никогда не поймут правильно поговорку: "Нахальство – второе счастье". Только по той причине, что нахальство является чем-то нехорошим и вторым счастьем оно по определению быть не может. Но зато евреи, независимо от страны их проживания, знают такую национальную черту, как хуцпа, а потому сразу же все поймут и закивают. Почему-то их нигде не любят.
©"СКАЗАНИЯ о РОССИИ" #ДутовАндрей ДРУЗЬЯ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на группу каждый день выкладываю статьи, которые Вы нигде больше не прочитаете ссылка https://ok.ru/skazi
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев