Лишь мудрецу неведомы
ни гнев, ни страха дрожь,
Он зрит по воле Господа
и истину, и ложь.
Мастер Гирей.1
«Плачет вечность, за души молясь». Эту пронзительную мысль Мастер Гирей (Магомед-Гирей Сукиев) изрек мудро, образно и афористично в своем коротеньком стихе «Астрал».2 В чем мудрость этого изречения? Она - в том, что вечность, согласно Сунне, это Время, которое и есть (!) Господь. Сей аспект отражает хадис Кудси, который гласит: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама (!) наносит Мне обиду, понося время (дахр), тогда как Я (!) и есть время, все в Моей власти, и Я чередую день и ночь!”» (аль-Бухари, Муслим).3 Ту же самую идею отразил и пророк Мухаммад (ﷺ), сказавший: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время» (Муслим).
Естественно, слова о вечности, плачущей, молясь за человечьи души - это образ, выплавленный в поэтическом воображении Мастера Гирея. Этот образ отражает реалии (!) сосуществования человеческого сообщества и наставлений Священных Писаний, духовных ценностей, которые Господь и Время выплавили в кузнице Высокой литературы и искусства. Их создателем является именно Бог, ибо творцы смысла и образа в литературе и искусстве - это Его мини-посланцы, наделенные Им даром творчества. Бесценный, коллективный и поучительный вклад в сокровищницу духовного наследия человечества вносят все этносы и в устном народном творчестве (УНТ). Оно является плодом коллективного разума, прежде всего, в пословицах поучающим и предостерегающим от следования по стезе зла, мощенной алчностью, лживостью, двуличием, подлостью, бесчестьем и жестокостью.
Но эта неизмеримо колоссальная сокровищница духовного наследия и подавляющее большинство любого сообщества по преимуществу пребывают в параллельных мирах. Об этом свидетельствует как опыт истории человечества, так и Священные Писания. Они разными словами, утверждают, что большинство людей на земле шествует вслед за злом, а не добром, ложью, а не истиной. Они, как и все духовное наследие человечества, свидетельствуют, что весьма (!) узка и (!) терниста стезя, ведущая к добру и правде, (!) широка и (!) легка дорожка - ко злу и неправде.4
Осознанно или же по наитию Мастер Гирей сумел вместить сии истины, ниспосланные человечеству Всевышним и Его малыми посланцами - творцами смысла и образа, всего лишь в две емкие, афористичные и едкие строки. В них в не благозвучном и не самом подходящем для оценки слове «дерьмо» он имел в виду колоссальный массив идеологических ошибок, заблуждений, отступлений от стези добра и истины и скатываний на дорожку зла и лжи:
Наши души окутала тьма,
Мы пируем на куче дерьма.
Эти строки - связующий поэтический мостик к другой весьма значимой поэтической констатации Мастера, которой он завершил свой горестный стих: «Плачет вечность, за души молясь». Почему же Вечность в слезах и молениях за душу человека - венца творения Создателя?! Конечно, Она - Он, не плачет, это всего лишь образ, но Всевышний переживает за Свои творения и раз за разом, век за веком посылает человеку наставления и предостережения от шествования по пути греха и злодеяний: лживости, лицемерия, паскудства, жестокосердия, гордыни и их первоосновы - алчности. Невообразимое множество множеств предостережений Господь оставил на скрижалях истории, которую Он вершит. Но человек из года в год, из век в век уперто наступает на грабли своих ошибок, заблуждений, пороков души и слабостей сердца.
Такой подход к пониманию вышеизложенных мыслей отразили в своем творчестве многие корифеи литературы. К примеру, О. Уайльд в своем романе «Портрет Дориана Грэя» писал: «Всякое искусство бесполезно». Почему ж оно бесполезно? Потому что лишь меньшинство людей способно приобщиться к его ценностям, также их подавляющему большинству предостережения и назидания Священных Писаний, словесности и искусства не становятся оберегом от зла, т.е. руководством к действию.
В связи с крайней важностью этого вопроса процитирую слова еще двух корифеев литературы. Э. М. Ремарк после окончания Первой мировой войны с горечью писал: «Как же (!) бессмысленно все то, что (!) написано, (!) сделано и (!) передумано людьми, если на свете возможны такие вещи (война - Х. Ф.)!.. До какой же степени (!) лжива и (!) никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она (!) даже не смогла предотвратить эти потоки крови». (На Западном фронте без перемен, 1928 г.). Этот выдающийся роман должен был бы стать заслоном на пути вползания Германии в нацизм и истерию яро воинствующего злодеяния, но, увы, он не стал оберегом для 65 млн немцев и для большинства народов мира.
Классик ингушской словесности Исса Кодзоев также начал свою эпопею «ГIалгIай» (Ингуши) с рассуждения на эту тему: «С тех пор как потомки Адама разбрелись по земле, этот мир (!) всегда - каждый день и месяц, год и эпоху, (!) наставляет людей: что есть благо, что есть зло; как подобает себя вести, как надобно жить. Не взирая на то, что человеку предоставлено такое множество наставлений и так много показано, нет ничего общезначимого, что было бы им воспринято с пользой и заложено в основы жизни. Каждому приходится самому ощутить, испытать, прочувствовать, и познать» (кн. 1, стр. 6, перевод Х. Ф.).
Действительно, неисчислимые достижения литературы, искусства и УНТ, созданные за тысячелетия существования человека, как и заветы Всевышнего, не привели к искоренению зла в мире, прекращению аморальных деяний, ни в коей мере не способствовали выкорчевыванию угнетению человека человеком и изжитию самого чудовищного зла на земле - войны.
Однако, не взирая на знание сей горестной истины, долг писателя, поэта и любого творца в искусстве, в том числе и Мастера Гирея, состоит в обязанности предостерегать человека и народ от отказа следовать стезей добра и истины, начертанной в Священных Писаниях и в духовном наследии человечества.
Исходя из утверждений перечисленных великих творцов слова, образа и смысла, строка Мастера Гирея «Плачет вечность, за души молясь», становится особенно ценной и понятной. На мой взгляд, прозаическая расшифровка его мудрых и горестных слов, наверное, выглядит так: «Вечность молится за нас, она словом Господа и духовным наследием человечества взывает к нам убраться из зловонной клоаки идеологического дерьма и стремиться взойти на сияющую вершину истины и добра».
Первая строфа его стиха - это поэтическая иллюстрация обеспокоенности и переживания создателя смыслов и образов Мастера Гирея из-за существующего разлада между назиданиями Священных Писаний, духовными достижениями человечества и отступлением от них подавляющего большинства людей. Исходя из сей аксиомы, Мастер Гирей пишет:
Я живу уже тысячу лет,
И всё терпит меня белый свет;
Я б хотел подновить Зодиак,
Да звездой не рождаюсь никак.
Мастер Гирей подразумевает здесь не себя лично, а вообще человека. Он пишет о тысячи лет его существования, имея в виду под этой цифрой Вечность, которая (!) терпит отступление человека от нравственных заветов, названных выше. Он написал о своей обеспокоенности и страстном желании изменить этот разлад: «Я б хотел подновить Зодиак...» Но это не в его силах, так как человек, «никак не рождается звездой», способной обновить сей бренный мир. В сию строку он, на моему представлению, вложил идею о «бесполезности всякого искусства», способной стать реальной, с пользой функционирующей путеводной звездой для человека.
В связке с этой мыслью идут и следующие строки:
Но пронзителен зов тишины,
Снова я у последней черты...
Мастер Гирей создал великолепный образ тишины. Она в контексте его стиха является Вечностью, на первый взгляд, безмолвной, но (!) пронзительно зовущей человека с душой способной внимать (!) молчанию, услышать его зов. Она взывает к человеку, достигшего «последней черты», к преодолению разлада между заветами Господа, духовным наследием человечества и его реальными деяниями отстраненности от них. Но все надежды призрачны и за... или (!) перед «последней чертой... колыбели держась, Плачет вечность, за души молясь». Какой потрясающе сильный образ вышел из-под «пера» Мастера Гирея: Земля - колыбель, а в ней - человечество, за души которого, плача, молится Вечность...
Ответ на вопрос о том, почему человек в массе своей, в принципе зная о идеях, высказанных выше, практически не возводит их в ранг правила жизни, руководства к действию, дал мой одноклассник и друг Ахмед Тимиев. Он на днях выдал мне такую идею при обсуждение подобной темы: «Мешает великий соблазн, что (!) сильнее страха. Страх пророчит (!) призрачные угрозы будущего, а соблазн обещает исполнение своих обольщений в настоящем».
Исходя из всех идей, утверждений, аргументов, доводов, изложенных выше, у человека всегда есть выбор и воля быть на стороне истины и добра или лжи и зла, чтобы, достигнув «последней черты», не оказаться у разбитого корыта жизни, сожженной на костре удовлетворения преходящих и убогих страстей. Человеку следует помнить прописные истины о противоборстве добра и зла, поэтическую формулировку которым дал поэт Лев Болеславский:
Все мы, с рожденья уже,
На мировой войне
Духа и бездуховности.
Хамзат Фаргиев
26 декабря 2022 https://proza.ru/2022/12/26/592 https://stihi.ru/2022/12/26/2759 Примечания
1. Мастер Гирей. «Гнев». - https://stihi.ru/2021/09/05/348 Как разъяснил он сам - мастер восточных единоборств, Гири - это честь, долг в кодексе самурая Бусидо, и часть его имени. Для него это не набор слов, это кредо его жизни, доказанное пройденным им путем, на котором он достиг следующих итогов: образование и профессия - инженер-конструктор с серебряной медалью на ВДНХ СССР; бокс - кмс; кикбоксинг - тренер; каратэ - черный пояс; тэквондо - черный пояс, второй дан; ушу - тренер; инструктор парашютно-десантной подготовки; стрельба - кмс; почётный профессор Казахской Академии спорта, туризма и самое главное научно-спортивное достижение: основатель ингушской системы тотального боя ШодСанЛат. Обладателю подобных достижений власти Ингушетии должны были создать условия, необходимые для их широкой реализации. Но, увы...
2. Мастер Гирей. «Астрал». - https://stihi.ru/2014/11/03/489 3. Хадисы Кудси - это хадисы, исходящие непосредственно от Аллаха.
4. Идеи о следовании большинства злу см. здесь:
а) «Не следуй за (!) большинством на зло и не решай тяжбы, отступая (!) по большинству от правды» (Исход, 23 : 2). Тяжба - судебное дело, разногласие, спор. В широком смысле - это выбор между истиной и ложью в повседневных делах, политических и прочих баталиях;
б) «Входите (!) тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и (!) многие идут ими» (Евангелие от Матфея 7 : 13);
в) «Если станешь повиноваться (!) большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они следуют лишь предположениям и лишь измышляют» (Коран, 6 : 116).
***
По представленной мной картинке, на которой изображен человек, сидящий на стуле в... Солнечной системе или Галактике, и моему предложению Мастер Гирей обратился к айтишникам. Они поменяли изображение на Маэстро. И на днях он представил мне картинку в новой вариации и свое пояснение к ней: «Мастер в окружении мира своей поэзии».
***
Приложение
Астрал
Мастер Гирей
Я живу уже тысячу лет,
И всё терпит меня белый свет;
Я б хотел подновить Зодиак,
Да звездой не рождаюсь никак.
Все мы - пленники жизни одной,
И у Бога не просим иной;
Наши души окутала тьма,
Мы пируем на куче дерьма.
Но пронзителен зов тишины,
Снова я у последней черты,
А за ней - колыбели держась,
Плачет вечность, за души молясь.
1990
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 30
ни гнев, ни страха дрожь,
Он зрит по воле Господа
и истину, и ложь.
Мастер Гирей.1
https://stihi.ru/2023/01/12/678
александр мазовецкий
14:10глубокое, содержательное стихотворение, хороша рифма, явно видо, что все из души и личной автобиографии.. например, "За немощность и гнев не по злобе,
Когда не мог остановить злодейство;
Бывало что бессмысленной борьбе
Я иногда предпочитал судейство." эти слова мне особенно близки и перекликаются с моей жизнью...но как то неожиданно особое внимание обращаю на, в принципе, второстепенные слова - "Прости за дерзость искушение моё,
Хотя мирское я не путал с вечным," Увыыыы, я постоянно мирское не просто путаю, а взаимосвязываю с вечным...а как же иначе? ведь, практически, из каждой нашей молитвы именно это и следует... берем молитву на ночь "...Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла." или из молитвы Оптинских старцев: "Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий де...ЕщёВот какие отзывы Магомед о твоих стихах пишет мой друг.
александр мазовецкий
14:10глубокое, содержательное стихотворение, хороша рифма, явно видо, что все из души и личной автобиографии.. например, "За немощность и гнев не по злобе,
Когда не мог остановить злодейство;
Бывало что бессмысленной борьбе
Я иногда предпочитал судейство." эти слова мне особенно близки и перекликаются с моей жизнью...но как то неожиданно особое внимание обращаю на, в принципе, второстепенные слова - "Прости за дерзость искушение моё,
Хотя мирское я не путал с вечным," Увыыыы, я постоянно мирское не просто путаю, а взаимосвязываю с вечным...а как же иначе? ведь, практически, из каждой нашей молитвы именно это и следует... берем молитву на ночь "...Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла." или из молитвы Оптинских старцев: "Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день..." и т.д. и т.п....То есть, все о своем, о мирском...