Пока на улице жара🌞🔥, пока лето в самом разгаре и многие в отпусках 🏝, мы будем Вас знакомить с разными направлениями, которые предлагаем в нашей Школе творчества "ЭПОХИ". Ремёсла.
☝ У Вас есть время посмотреть, подумать и определиться, а в сентябре приступить к занятиям.
Итак, Мезенская роспись!
Для тех, кто поверхностно знаком с промыслами России и знакомился когда-то давно в школе, эта роспись покажется незнакомой и необычной, но она ОЧЕНЬ красивая.😍
Читайте статью, смотрите, оценивайте и влюбляйтесь!❤
Мезенская роспись — это русский народный промысел, который появился в конце XIX века. Свое название он получил от Мезенского уезда Архангельской губернии, где и возник. Еще эту роспись иногда называют палащельской — от деревни Палащелье. В начале XX века она считалась центром росписи по дереву в Архангельской губернии.
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и всё Поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум.
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в Поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Самый старый сохранившийся предмет, украшенный мезенской росписью — прялка 1815 года. Она покрыта черно-красным геометрическим узором. Однако похожими рисунками предметы в Архангельской губернии расписывали еще в древности, до принятия христианства. Эта традиция восходит к творчеству финно-угорских племен. Поэтому даже сейчас в мезенской росписи встречаются языческие символы — например, дерево жизни. Зигзаги и волнообразные линии обозначают воду, точка в квадрате — зерно, утка — закатное солнце. А самыми частыми сюжетами этой росписи остаются сцены охоты, изображения всадников, повозок.
На первый взгляд изображения кажутся схематичными и статичными. Однако в мезенской росписи очень точно переданы особенности тех или иных животных. А многократные повторения орнаментов придают узорам особую динамичность.
Рисунки на предметах обычно размещают в три яруса. В нижнем изображают оленей или лошадей, в среднем — их же или птиц, а в верхнем — только птиц.
В мезенской росписи используют только два цвета — черный и красный. Раньше краски изготавливали только из природного сырья: черный цвет получали из сажи, а карминово-красный — из местной глины и смолы лиственницы.
Изделие сначала расписывали красной краской с помощью специальной деревянной палочки — тиски, а затем делали черную обводку птичьим пером. Заканчивали узоры кисточкой из человеческого волоса. Чтобы рисунок не выцветал, а краска не стиралась, готовое изделие покрывали олифой — пленкой из растительных масел или смолы.
Чаще всего в Мезенском уезде расписывали прялки. Их многие мастера дарили своим невестам перед свадьбой или женам после рождения ребенка. Характерными черно-красными узорами декорировали также короба, бочки, сундуки, а иногда и целые избы.
Раньше мастерами мезенской росписи становились только мужчины. А секреты промысла передавались по наследству. Сегодня в Архангельской области роспись изучают в некоторых художественных школах, а заниматься ей могут и женщины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев