Теперь на месте деревни находится мемориальный комплекс «Шауличи». Его начали восстанавливать по инициативе профсоюзов Гродненщины в 2010-х годах и приурочили к 70-летию Великой Победы. На месте сожженных домов установили 40 деревянных срубов-символов с памятными табличками с номером дома и фамилией главы семейства, которое проживало в этом доме. Бронзовый колокол печальным звоном напоминает о сотнях загубленных жизней.«Акция мести»
Жители деревни не знали, какая ужасная судьба их ждет. Ничто не предвещало беды.
Шауличи находились в стороне от основных дорог, поэтому до 1943 года военные действия деревни не коснулись. Но вдруг ситуация изменилась. Шауличи попали в границы карательных операций, которые проводили оккупанты в 1943-1944 годах на территории Беларуси.
Немцы мстили мирному населению за целый ряд провальных операций и отступление немецкой армии. Чтобы уничтожить целые деревни, хватало любой зацепки.
Такой повод появился как раз накануне Ивана Купалы, 6 июля. В тот день по шоссе на Волковыск, недалеко от поворота на Шауличи, группа партизан устроила засаду, в ходе которой был обстрелян немецкий автомобиль.
В результате погиб врач-офицер Мазур, а его водитель был ранен. Он смог доползти до ближайшей деревни и сообщить о случае.
Реакция немецкого командования была молниеносная. Буквально за полдня была выполнена карательная экспедиция.
Никто не занимался выяснением дела и деталями события. Каратели выбрали радикальный способ расплаты. Ими было принято решение о проведении "акции мести".
И объектом выбрали самую большую из окрестностей деревню — Шауличи.
— На рассвете 7 июля в сторону деревни двинулся отряд карателей немецкого гарнизона, который находился в Волковыске, — рассказывает Егор Гиза. — Началось окружение деревни сразу с трех сторон. Немцы врывались в дома и выгоняли людей на улицу. Тех, кто не выходил, выталкивали силой. Немецкий офицер проверил всех строго по списку. Задача у немцев была одна — никто из местных жителей не должен убежать от так называемой мести.
Женщин и детей заперли в здании школы, подростков и зрелых мужчин — в большом сарае в центре деревни. Остальных мужчин погнали копать большие ямы — одну в начале деревни, вторую — в конце.
Тем временем из окрестных деревень пригнали колонны подводов, которые стояли поодаль. На них позже немцы загружали и вывозили награбленное в Шауличах имущество. Перевозчики стали свидетелями ужасной расправы. Многие из них, проезжая по краю деревни, слышали сильный лай собак, рев домашних животных, крики и плач запертых людей. Женщины пели заупокойные песни...
Когда солнце поднялось над лесом, ямы были вырыты. Расстрельная команда в обоих местах установила пулеметы. Немцы выводили людей по одному, подводили к краю вырытых ям и расстреливали. И раненые, и убитые падали друг на друга. Через полчаса 366 жителей Шаулич и окрестных хуторов лежали в двух братских могилах. В одной — мужчины, в другой — женщины и дети.
Каратели в это время начали вывозить из домов имущество. Из домов выносили все, что можно — от одежды до бытовых вещей. В мешки собирали картофель, зерно и другие продукты. Когда повозки с кладом покинули деревню, немцы начали ее жечь. К вечеру от домов, сараев и садов остались только обожженные руины и пепел. Сожгли и поклонный крест на перекрестке дорог, который жители установили уже во время войны.
Крест восстановили. Сейчас на мемориале не один, а два поклонных креста — православный и католический.
Деревня, которая только недавно жила своими заботами, за мгновение исчезла с земли навсегда, оставив после себя пепелище и братские могилы.
...Природа была в отчаянии. После массового убийства ночью начал идти дождь и лил два дня. На третий день немцы сняли оцепление, и родственники погибших бросились в Шауличи. Они увидели страшную картину уничтоженной деревни — повсюду только черные дымоходы печей и забросанные землей могилы с кровавым песком.
Говорят, что число погибших — 366-роковая цифра. Ровно столько дней выпадает на високосный год, который считают несчастливым. В Волковысском районе это единственная деревня, которая сгорела дотла и не возродилась. Хотя кто-то из родственников пытался сюда вернуться.
Выжил Павел Рабазель, которого немцы взяли в плен. Из немецкого плена он попал в сибирский лагерь. Вернулся оттуда в 1947 году и поехал в родную деревню. Здесь у него жили жена с сыном, брат, две сестры с семьями. Он знал, что стало с деревней и ее жителями, но надеялся, что как-нибудь сможет здесь устроиться, а может даже и новый дом построить. Говорили, что трое суток он там пробыл, а больше не смог. Признавался потом, что чувствовал, как смерть смотрит со всех сторон. Пошел к знакомым в соседнюю деревню. Там и прожил всю оставшуюся жизнь. Правда, ни семьи, ни детей больше не имел.
Некоторые воспоминания очевидцев той страшной трагедии хранятся в Книге «Память» Волковысского района.
...Сестры Анастасия и Мария кудельки вышли замуж за год до трагедии и переехали в разные деревни. А 7 июля, как раз на Купалье, Настя утром увидела дым и услышала от людей, что горят Шауличи, где остались ее родные. Она оставила новорожденного ребенка и побежала в деревню. Немцы ни ее, ни сестру не пустили. А ночью начался дождь. Только на третий день сестры с другими людьми смогли подойти к Шауличу. Они увидели черные дымоходы, голодных собак и две большие, осевшие от дождя ямы. У Марии и Насти здесь погибли 13 человек родни.
Часто к мемориалу приезжала бывшая учительница Елена Блажиевская. Она выступала во время памятных мероприятий и рассказывает о своей знакомой, чьи родные погибли во время карательной операции.
«Моя приятельница только вышла замуж в другую деревню, родила ребенка. А перед праздником она, 6 июля, к ней пришла мать из Шаулича. Дочь просила ее остаться ночевать, но та отказалась и вернулась домой, к мужу и сыну. Утром молодая женщина услышала рев мотоциклов, лай собак. Побежала в сторону Шаулич, но деревню уже оцепили, и немцы начали кричать, что будут стрелять, если она не отойдет. Тогда свидетель залез на дерево. Что она там увидела, страшно представить», — рассказывала Елена Блажиевская.
Звенит звон, шумят березки...
Нет комментариев