ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ! ВЕЛИКИЕ УЧЁНЫЕ, КОНСТРУКТОРЫ, ИЗОБРЕТАТЕЛИ.
ГЕРОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОЛИКАРПОВ
132 года назад. (28 июня) 8 июля 1892 года, с. Георгиевское Ливенского у-да Орловской губернии (по другим данным (28 мая) 9 июня 1892 года) родился ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич - выдающийся авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940), Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1943)
Крупный учёный и талантливый организатор производства, Поликарпов внёс фундаментальный вклад в развитие авиационной науки и практики проектирования самолётов. Многие советские авиазаводы создавались и отлаживали производство на его самолётах. В небе Испании , в сражении на реке Халхин-Гол прекрасно зарекомендовали себя истребители И-15, И-16 составляющие основу советской истребительной авиации, ласково прозванные "ишачками". Самолеты Поликарпова, в тяжелые годы Великой Отечественной войны в небе сбивали "мессеры" "фоке-вульфы" и "юнкерсы" , а ночами на головы гитлеровцев падали тысячи бомб, сброшенные с лучшего на тот период в мире биплана У-2 (По-2) "небесного тихохода", стоящего на вооружении авиаполков ночных бомбардировщиков.
Родился Николай Поликарпов в семье сельского священника. После окончания Ливенского духовного училища он учился в Орловской семинарии, которую не окончил. Сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 г. Николай поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института.
После окончания института и курсов авиации и воздухоплавания при нем с 1916 г. Николай Поликарпов работал зав. производством на Русско-Балтийском заводе в Петрограде, где под руководством И.И. Сикорского он участвовал в постройке тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец» и проектировании истребителей С-16 и С-20.
В 1918 – 1923 гг. Николай Поликарпов руководил на ряде заводов переконструированием лицензионных самолётов под имевшиеся в стране моторы и отечественное оружие.
В 1923 г. он сформировал и возглавил КБ для создания самолётов собственной конструкции.
Под его руководством сконструированы и созданы первый отечественный серийный военный самолёт-разведчик Р-1, первый отечественный истребитель И-1 (Ил-400).
В 1925 – 1928 гг. здесь разработаны: 5-местный пассажирский самолёт ПМ-1; истребитель И-3; 2-местный разведчик Р-5, участвовавший в 1934 г. в спасении команды парохода «Челюскин», учебный самолёт У-2 (с 1944 г., после смерти Поликарпова, получил наименование По-2, широко применялся как лёгкий ночной бомбардировщик в годы Великой Отечественной войны и в различных модификациях серийно выпускался до 1953 г.).
Создатель «небесного тихохода» У-2 (По-2)
Этот учебный самолет, появившийся в 1928 году, стал самым знаменитым шедевром Поликарпова. Биплан получился достаточно легким (660 кг) и дешевым в производстве. Скоростными качествами он действительно не отличался (максимум – 150 км/ч), но про его устойчивость ходили легенды. Например, такая: однажды, чтобы пролететь между двумя близко стоящими березами, Валерий Чкалов развернул У-2 почти на 90 градусов.
В ноябре 1929 г. Н.Н. Поликарпов был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р. Менжинского. Здесь совместно с Д.П. Григоровичем в 1930 г. он разработал истребитель И-5.
В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину самолета И-5, (пилоты – В.П. Чкалов и А.Ф. Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным.
В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе и Поликарпова. Только в 1956 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Особого совещания при Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова. В мае 1931 г. Н.Н. Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады № 3 ЦКБ-ЦАГИ П.О. Сухого. С февраля 1933 г. он руководил бригадой № 2 ЦКБ С.В. Ильюшина, действовавшего на базе авиазавода № 39. В этот период он руководил созданием скоростных манёвренных истребителей И-15, И-16, И-152 и И-153 «Чайка», которые составили основу советской истребительной авиации в предвоенные годы и успешно применялись в Советско-финляндской войне 1939 – 1940 гг.
В июле 1936 г. его назначают главным конструктором завода № 84 в г. Химки Московской области, одновременно он был и главным конструктором завода № 21 в г. Горьком, где началось производство скоростного истребителя И-16.
В феврале 1938 г. Н.Н. Поликарпова сначала назначают главным конструктором, а затем и техническим директором авиазавода № 156. С февраля 1939 г. — он главный конструктор завода № 1. С сентября 1940 г. и до смерти — директор и главный конструктор завода № 51 НКАП. В 1938 – 1944 гг. Поликарповым был сконструирован ряд опытных военных самолётов: истребители И-180, И-185, ТИС (тяжелый истребитель сопровождения), ИТП (истребитель тяжелый пушечный) и ряд их модификаций; пикирующие бомбардировщики ВИТ-1 и ВИТ-2 (воздушный истребитель танков), тяжелый бомбардировщик НБ (ночной бомбовоз) и др.
В 1944 г. он начал проектирование реактивных самолётов. В акте по результатам государственных испытаний истребителя И-185 М-71 «эталон для серии» от 29 января 1943 г., подписанном главным инженером Красной Армии генерал-лейтенантом А. Репиным, самолёт Н. Поликарпова назван «лучшим современным истребителем».
Всего Н.Н. Поликарповым было разработано свыше 80 самолетов различных типов. На некоторых из них совершён ряд дальних перелётов, а лётчиком В.К. Коккинаки на И-15 в 1935 г. установлен мировой рекорд высоты – 14 575 м.
С 1943 г. доктор технических наук Н.Н. Поликарпов одновременно являлся и профессором, заведующим кафедрой конструкций самолётов в Московском авиационном институте. Крупный учёный и талантливый организатор производства, Поликарпов внёс фундаментальный вклад в развитие авиационной науки и практики проектирования самолётов. Многие советские авиазаводы создавались и отлаживали производство на его самолётах. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Лауреат двух Сталинских премий 1-й ст. (1941 и 1943).
Николай Николаевич Поликарпов скончался в Москве 30 июля 1944 года от рака желудка, был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
До самых последних дней Поликарпов продолжал руководить КБ. Зная о скором конце, просил и после его ухода сохранить коллектив, дать сотрудникам закончить начатые разработки. После смерти Н.Н. Поликарпова его КБ возглавил В.Н. Челомей, которому поручили разработку крылатых ракет.
Но уже вскоре после смерти конструктора его КБ было расформировано, проекты закрыты.
Впоследствии ОКБ-51 стало филиалом ОКБ-155. Затем его территория была определена как база для восстановленного ОКБ П.О. Сухого, которое располагается на ней до сих пор. В феврале 1954 года ОКБ П.О. Сухого и опытный завод вновь получили в системе МАП СССР № 5
Жаль, что не все из задуманного успел сделать этот талантливый человек. Но память о великом конструкторе живет в сердцах всех истинных энтузиастов авиации.
МИРОВАЯ ИСТОРИЯ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. КРАХ ЧЕТЫРЕХ ИМПЕРИЙ.
110 лет назад, 28 июля 1914 г. началась Первая Мировая война – один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества (28 июля 1914 – 11 ноября 1918).
Ежегодно 28 июля, отмечаются два праздника – День крещения Руси и День памяти святого равноапостольного князя Владимира. В 28 июля 988 года в Крыму произошло событие, значительным образом повлиявшее на развитие России, – князь Владимир крестился в Корсуни (Херсонесе). За этим последовало начало крещения остального населения страны. День Крещения Руси — государственная памятная дата Российской Федерации, установленная в 2010 году Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Праздник установлен в честь одной из главных вех в истории Руси — провозглашения христианства в качестве государственной религии в 988 году.
Нет комментариев