Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от него, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец голову Иоанна. Саломея передала голову мастери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и захоронилили на Елеонской горе.
Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы наряду с его Рождеством считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фруктов, сок которых напоминает кровь.
Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи пришла на Русь из византийского искусства. В XV веке она была дополнена изображением чаши с главой Иоанна Предтечи на фоне пещеры. Затем композиция развивалась в сторону большей детализации. В клейме на сюжет Усекновения главы Иоанн сначала представлен в темнице, затем дважды в сцене казни — стоящим под мечом палача и лежащим обезглавленным. Справа палач подносит его главу Саломее на блюде.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Икона Богоматери Калужской имеет две версии истории своего происхождения – более раннюю документальную и легендарную, зафиксированную спустя двадцать лет в официальном сказании о ней. Согласно первой версии, икона Богоматери была вложена калужским помещиком, стольником Кондратом (Богданом) Лаврентьевичем Хитрово в деревянную церковь Рождества Богородицы в селе Калужке не позднее первой четверти XVIII века. До этого образ почитался в семье. Официальная поздняя версия, изложенная протоиереем Ареснием Иоанновым в Сказании об иконе, гласит, что образ был найден случайно при разборке чердака в доме Хитрово в 1748 году и была сперва воспринята как портрет некой игуменьи. На основании этого в литературе неоднократно высказывалось мнение, что Калужская икона изначально была репликой известного портрета царицы-монахини Евдокии Лопухиной с книгой в руках, либо какой-то другой царицы или царевны в монашеском облачении.Однако одежды Богоматери как на самой иконе, так и на списках с нее не схожи с монашескими. На Богоматери красное с зелеными деталями платье, а мафорий темно-синий, хотя со временем в списках прослеживается тенденция передать его как черный. Скорее всего, иконография Богоматери Калужской восходит к западному изображению Богоматери с книгой и взята с одной из европейских гравюр. Икона имеет подпись калужского иконописца Козьмы Жердева и украшена выполненным в калуге серебряным окладом. Очевидно, икона и оклад были выполнены одновременно.
Рассказ об усекновении главы Иоанна Предтечи содержится в евангелиях от Матфея и Марка. Святой был схвачен за то, что обличал царя Ирода, женившегося вопреки закону на вдове своего брата Иродиаде. Чтобы избавиться от него, Иродиада подговорила свою дочь Саломею, танцевавшую перед Иродом, попросить в награду за танец голову Иоанна. Саломея передала голову мастери, и та спрятала ее, но вскоре реликвию нашли и захоронилили на Елеонской горе. Из нескольких церковных дней памяти Иоанна Предтечи Усекновение главы наряду с его Рождеством считаются великими праздниками. Народная традиция предписывала избегать использования в этот день ножа и употребления в пищу фруктов, сок которых напоминает кровь. Иконография Усекновения главы Иоанна Предтечи пришла на Русь из византийского искусства. В XV веке она была дополнена изображением чаши с главой Иоанна Предтечи на фоне пещеры. Затем композиция развивалась в сторону большей детализации. В клейме на сюжет Усекновения главы Иоанн сначала представлен в темнице, затем дважды в сцене казни — стоящим под мечом палача и лежащим обезглавленным. Справа палач подносит его главу Саломее на блюде.
Нет комментариев