Важно быть вместе.
Зачастую родители возлагают основную ответственность за становление речи своих детей на школу. По этому поводу я хочу представить одну замечательную притчу.
«К одному богачу пришел голодный нищий. Богач велел дать ему большую миску супа, а когда нищий поел, спросил, сыт ли он. Услышав утвердительный ответ, он приказал дать нищему еще и мяса. Тот съел все дочиста и на вопрос богача снова ответил, что наелся. Тогда ему принесли кувшин молока, который тут же был выпит до дна. Богач засмеялся и спросил: «Зачем же ты говорил, что сыт, если не прочь был поесть и еще?»В ответ нищий взял кувшин и доверху наполнил его камнями. «Полон ли кувшин?» - спросил он богача. – «Конечно», - ответил тот. В промежутки между камнями нищий насыпал, сколько мог, песку, и спросил снова: «Теперь полон?» - «Ну, теперь-то уж наверняка!» - воскликнул богач. Тогда нищий налил в кувшин воды, наполнив его и в третий раз.
Учитель, конечно, может наполнить душу и разум ребенка многими хорошими и полезными вещами, но «камни», положенные вначале, ведь останутся.
Семья является той ареной, на которой формируется и развивается ум ребенка, его вкусы и интересы, а это является фундаментом правильной устной и письменной речи. Простая понятная песня, сказка, образно и увлекательно рассказанная где-нибудь на диване, отчетливо прочитанные стихотворение или рассказ бесспорно принесут пользу. Домашние семейные чтения, рассказы в семейном кругу, живые беседы детей с родителями и близкими людьми дают возможность перенимать произносительные нормы. Очень важно, чтобы родители осознавали, что язык является главным предметом в деле воспитания, поняли значение особой роли и ответственности в деле развития речи подрастающего поколения.
Несколько советов родителям:
Читайте больше сами и приучайте к чтению детей.
Желательно иметь в семье хотя бы небольшую детскую библиотеку. Сейчас такое большое внимание все уделяют интернету, телевидению, радио, что на книгу просто почти не остается времени и желания. А ведь чтение хороших книг: романов и поэзии, научной литературы, журналов и газет, как раз и помогает развить необходимую грамотность речи. Все перечисленное - это важный источник для пополнения словарного запаса.
Когда человек читает внимательно книги, то он тоже учится тому, как правильно построить фразу, узнает новые, незнакомые слова. Важно только, чтобы чтение книг было не тяжелой, изнурительной обязанностью, а приносило радость и удовольствие.
Каждая семья может найти время и возможность для семейного чтения (полчаса в неделю). Читать с ребёнком необходимо каждый день, обсуждая прочитанное, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты. Спросите, понравилось ли ребёнку прочитанное. Чем? Что нового узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Чему научила книга? Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить или пересказать отрывок.
Находите и используйте в своей речи новые слова.
Если вам встречается новое слово, постарайтесь выяснить его происхождение или хотя бы значение. Если вы в своей речи будете употреблять новые слова, предварительно понимая, что они обозначают, то это позволит вам быстрее запоминать их и использовать в своей речи. Но не стоит и полностью забивать свою речь непонятными, трудными словами.
Не стесняйтесь обращаться к помощи словаря.
Использовать словари можно не только для того, чтобы узнать значение и происхождение непонятного слова. Используйте словари и для того, чтобы подобрать к словам синонимы и антонимы, правильно поставить ударение в словах.
Работайте над грамотностью письменной речи.
Редактируйте свои тексты. Когда вы что-то пишете, даже sms, общаетесь в интернете, вдумывайтесь и анализируйте: будет ли понятно то, что вы написали, можно ли сформулировать вашу мысль короче и четче.
Играйте с детьми в развивающие игры. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы, они тоже могут значительно повысить ваш словарный запас.
Попробуйте записать на аудио свою речь. Так вы услышите, сколько речевых ошибок вы допускаете, правильно ли строите предложения, не засоряете ли речь словами - паразитами, правильно ли ставите ударения.
В семье, где высоко ценится знание родного языка в повседневной жизни, где можно слышать четкое, образное художественное слово, речь ребенка не может не развиваться правильно и всесторонне, не могут не сформироваться здоровые привычки и вкусы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5