Евгений Баратынский написал о значении картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» для русского искусства:
«Принёс он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был „Последний день Помпеи“
Для русской кисти первый день…»
В этом году исполняется 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова — выдающегося русского живописца, монументалиста, акварелиста и портретиста. Он родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье известного скульптора Павла Брюлло, где получил первые уроки искусства.
С 1809 по 1821 год Карл учился в Императорской Академии художеств под руководством выдающихся мастеров, таких как А. И. Иванов, А. Е. Егоров и В. К. Шебуев. Его талант был отмечен большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени, что свидетельствовало о его выдающихся достижениях.
С 1822 по 1834 год Брюллов жил и работал в Италии, где написал свою знаменитую картину «Последний день Помпеи» (1830–1833), удостоенную Гран-при в Париже. В этот период он также создал множество портретов, включая «Всадницу» (1832), которая принесла ему громкую славу.
В 1835 году Карл отправился в путешествие по Греции и Турции, где создал ряд графических работ. По возвращении в Россию он жил в Москве до 1836 года, где познакомился с Александром Пушкиным, а затем переехал в Санкт-Петербург.
С 1836 по 1849 год Брюллов преподавал в Академии художеств, где написал портреты известных деятелей русской культуры, включая Н. В. Кукольника, И. П. Витали, В. А. Жуковского и И. А. Крылова.
Карл Павлович Брюллов умер 11 (23) июня 1852 года в Манциане, Лацио, Папская область, оставив после себя богатое наследие в мире искусства.
Величайшее произведение Карла Брюллова "Последний день Помпеи" поражает не только своими масштабами, но и глубиной смысла, который оно символизирует. А смысл в том,что наступает смена эпох.
«Огромное чёрное облако быстро надвигалось. Из него то и дело вырывались длинные, фантастические языки пламени, напоминающие вспышки молний, только намного большие...»
(Плиний Младший об извержении вулкана Везувий)
Это масштабная и эмоционально насыщенная картина, которая переносит зрителя в самый разгар страшной катастрофы – извержения вулкана Везувий 79 года нашей эры.
На полотне изображены две фигуры, олицетворяющие собой два разных мировоззрения: языческий жрец и христианский священник. Жрец, пытаясь спастись, хватает жертвенник, в то время как священник выглядит безмятежно и спокойно. Он словно готов встретить смерть с открытым сердцем, не испытывая страха.
Вот ещё несколько интересных фактов о картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»:
* Изображение художника в левом углу картины представляет собой автопортрет автора.
* На полотне трижды запечатлена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения.
* В России того времени полотно Брюллова воспринималось как новаторское.
* Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем преподнёс её в дар Николаю I.
* Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошёл народ.
* В первоначальных набросках к картине можно увидеть фигуру грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов решил его убрать.
* Новизна замысла Брюллова заключалась в использовании двух контрастных источников света: горячие красные лучи в глубине и холодные зеленовато-голубоватые на переднем плане.
Подготовлено главным библиотекарем отдела компьютерных технологий Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев