(Дневники нерюнгринской экспедиции Александра Кошукова. Часть 19)*
В 1990 году, буквально накануне распада Советского Союза, нерюнгринский Музей истории освоения Южной Якутии имени И.И.Пьянкова издал в городской типографии сборник «Памятники и исторические места города Нерюнгри» под редакцией первого директора музея Л.И.Першко. В книге были тщательно собраны все известные памятники, которые появились в городе с 1975 по 1990 год, то есть за первые пятнадцать лет истории Нерюнгри в качестве города республиканского подчинения.
Изучая этот сборник, участники историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району, которую организовал и возглавил краевед и основатель музея «Мир времени» в Нерюнгри Александр Кошуков, с изумлением обнаружили как минимум три памятника 70-х годов ХХ века, о которых современные нерюнгринцы практически ничего не знают!
Стали разбираться, почему так произошло. И вскоре поняли, что, например, так называемый «камень дяди Володи» или как его еще называют «камень счастья», по каким-то причинам не состоит ни в республиканском, ни в местном реестрах объектов культурного наследия, находящихся в Нерюнгринском районе. Этот памятник сейчас не упоминается на сайтах государственных органов власти, в исторических справках и в новых книгах, посвященных Нерюнгринскому району.
Узнав об этом, участники экспедиции Александра Кошукова собрались в путь, чтобы найти место, где находится исчезнувший «камень дяди Володи», и выяснить, что с ним произошло за полвека с даты установки.
Искать пропавший памятник экспедиция Александра Кошукова решила на крайнем юге Якутии, на границе с Амурской областью. Чтобы понять, где именно он должен стоять, сначала тщательно изучали историю строительства «малого БАМа». В тех событиях содержались все подсказки, в том числе о происхождении и месте установки исчезнувшего камня.
По Амуро-Якутской магистрали участники экспедиции поехали на юг от Нерюнгри, на границу с Амурской областью, где протекает река Тимптон. Это недалеко от закрытого в 2009 году поселка Нагорный, на границе Амурской области и Республики Саха (Якутия). По логике, «камень дяди Володи» должен находиться очень близко к железной дороге. Чтобы попасть туда по автомобильной дороге из Нерюнгри в Тынду, надо свернуть с Амуро-Якутской магистрали налево, по неприметному повороту. Найти этот «спрятанный» на дороге поворот для непосвященных бывает непросто. Может быть, поэтому памятник в итоге забылся, и про него теперь мало кто знает.
«Камень дяди Володи», упомянутый в книге, обязательно хотели найти участники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова. Это стало бы восстановлением исторической справедливости по отношению к героическим строителям «малого БАМа».
Не с первого раза, но это всё-таки удалось сделать. Когда участники экспедиции достигли памятника, вся прекрасная картина моментально открылась перед ними в полной красе. Вместе с шикарным видом на Становой хребет с высоты 903 метра над уровнем моря и границами между двумя регионами РФ, участникам экспедиции Александра Кошукова открылась сверху не только неповторимая природа Южной Якутии, но и вся потрясающая и героическая история строительства Байкало-Амурской магистрали. Стали более близкими и понятными легендарные события 70-х годов ХХ века, которые привели к появлению не только великой железной дороги, но и этих необычных памятников, посвященных ее строительству.
Строительство железнодорожной магистрали Тында – Беркакит началось в мае 1975 года. Оно осуществлялось подразделениями управления «Главбамстрой» Министерства транспортного строительства СССР. Строительство дороги проходило в сложных условиях необжитого таежного края, в зоне вечной мерзлоты. Это потребовало предельно напряженного труда строителей. Участок через перевал Станового хребта на границе Амурской области и Якутии был особенно сложным. Там ко всем трудностям – сложному каменистому грунту, вечной мерзлоте - добавилось ещё высокогорье.
Первой среди строителей вперед шла молодежь. Здесь, на этой железной дороге пятьдесят лет назад начиналась история легендарного отряда «Якутский комсомолец», который внес огромный вклад в строительство железной дороги по территории Нерюнгринского района.
Отряд был создан 29 мая 1974 года решением Якутского областного комитета комсомола. В него вошли 25 ребят из разных районов Якутии.
Весной 1976 года «Якутский комсомолец» в полном составе был отправлен в учебно-курсовой комбинат в Тынде на курсы монтеров пути. Познав азы новой для Якутии профессии, бойцы отряда стали первыми железнодорожными путейцами в истории республики. Они вошли в состав комсомольско-молодежной бригады строительно-монтажного поезда № 577 управления «Бамстройпуть».
В сентябре 1976 года отряд «Якутский комсомолец» вышел на укладку железнодорожного полотна на участке от Могота. Он повел железную дорогу на север, в Якутию. Командиром отряда был Алексей Иванченко. Рядом с ним железную дорогу в Якутию прокладывали Анатолий Павлов, Вячеслав Эверстов, Николай Сосин, Гавриил Винокуров, Алексей Макаров, Гавриил Адамов, Вячеслав Дмитриев, Максим Габышев, Любовь Яковлева и другие мужественные комсомольцы тех лет.
Дорога от Тынды приближалась к Якутии. Среди транспортных строителей развернулось трудовое соревнование за право укладки «золотого» звена на границе Амурской области и Якутской АССР. Этот участок был особенно престижным. Победители получали право участия в укладке золото звена на разъезде «Якутский» - границе Амурской области и Якутии.
В октябре 1976 года монтеры пути из бригады СМП-577 Карима Гараева установили несколько рекордов на укладке. В том числе абсолютный на Малом БАМе рекорд – 2400 метров пути за сутки, на сложнейшем участке. 27 октября, на два месяца раньше намеченного срока, рельсы вышли к границе Амурской области и Якутской АССР.
Во время прокладки и выравнивания грунта под будущую железную дорогу строители малого БАМа производили десятки взрывов. Одним из таких взрывов из замерзшей земли был вырвана огромная и цельная, почти 40-тонная, каменная глыба. Отодвинуть тяжелый камень далеко от этого места не было никакой возможности. Техника того времени не выдерживала таких нагрузок. Тогда водитель механизированной колонны №156 треста «Бамстроймеханизация» Владимир Кисельков (тот самый «дядя Володя») предложил оставить камень на месте в виде памятника. Вместе с помощником Петром Ильюком они сняли две тонны рыхлого камня, оставив 35-тонный отшлифованный кремень стоящим над железной дорогой.
Тогда же сделали надписи на камне, которые можно прочитать и сегодня. «Министерство транспортного строительства. МосГипроБАМСтроймеханизация. Стройка века. МК-156». Перечислены организации, которые строили дорогу. «Разъезд Якутский строили МК-156 «БАМСтроймеханизации», СМП-577 «БАМстройпути», СУ-87 и СУ-921 «Бамстройвзрывпрома». Ниже надпись: «Укладка золотого звена произведена 29 октября 1976 года. Коллективы бригад и звеньев Кузьмина А.Н., Демещенко А.Н., Полагина А.П., Деренку В.П., Мацукова В., Незнамова Н.Н., Муслимова М.М., Ли В. сдали железнодорожное полотно под укладку пути досрочно!» Слева внизу – еще две фамилии в рамочке – Кисельков В.В., Ильюк П.В.» - фамилии вдохновителей памятника.
Так родилось это удивительное совместное творение - природы, создавшей гигантский камень, и человека, вырвавшего сорокатонный камень у твердой земли, отшлифовавшего и расписавшего его.
Владимир Владимирович Кисельков называл этот памятник - «Камень счастья». Сохранились слова «дяди Володи»: «Будет память внукам нашим. Приедут они сюда лет через 20-30 и скажут: «Это мой отец дорогу строил». Или «дед мой». А в гордости этой и есть наше счастье». Как видим, уже тогда строители хорошо осознавали масштаб великого дела, которое они совершают на этой суровой земле.
«Камень счастья» стал первой страницей железнодорожной истории Якутии. Но не последней, так как участники экспедиции Александра Кошукова нашли на том же месте ещё несколько объектов, оставленных строителями БАМа в память о тех исторических днях прихода первой железной дороги в Якутию.
«Вместе с коллегами по Государственному Собранию (Ил Тумэн), при поддержке главы Нерюнгринского района Романа Щегельняка и районных депутатов, мы намерены добиться постановки на учет в реестрах объектов культурного наследия Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия) памятников, созданных строителями «малого БАМа». Для этого предстоит значительная подготовительная и организационная работа, включающая описание и историю создания этих достопримечательностей на нерюнгринской земле, подготовку оснований для включения в реестр, определение границ объектов, предмета охраны, издание охранного обязательства и другие процедуры», - рассказал народный депутат Якутии, руководитель историко-краеведческой экспедиции по Нерюнгринскому району Александр Кошуков.
Обнаружение забытого «камня счастья» стало первым шагом на пути восстановления исторической справедливости по отношению к строителям БАМа, отметившего в этом году полувековой юбилей.
Историко-краеведческая экспедиция Александра Кошукова продолжает свою работу. В следующем выпуске «Дневников экспедиции» мы расскажем еще о нескольких «забытых» памятниках, поставленных строителям БАМа во время тех исторических событий 1976 года на южной границе Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия).
(продолжение следует)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Горжусь и люблю!