Есть в одном из государственных архивов достаточно объемное дело под названием «О привлечении к уголовной ответственности за переход из православия в магометанское исповедание крещенных чувашей дер. Базлык-Васильевки». Как известно, с середины XIX в нашем крае происходило массовое отпадение чуваш в мусульманство, о чем я собственно уже и затрагивал в своих заметках, когда речь шла о Зириклах, Слакбаше. В этот раз хотелось бы поместить в поле зрения известное в нашем крае село Базлык. История этой проблемы в указанных селениях ничем принципиально не отличается – проблема отпадения лишь усилила миссионерскую деятельность православной церкви и стала причиной возрождения церковной жизни на селе. Вместе с тем в истории каждого села найдется какая-либо сторона дела, которая приковывает особое внимание. И, собственно говоря, история об отпадении жителей Базлыка получила далеко идущий резонанс, о чем свидетельствует тот факт, что в дело вмешался сам министр внутренних дел государства И.Н. Дурново. Разбирая и просматривая различные документы объемного дела нужно отметить, что судебный исход данной истории завершился суровым наказанием – ревностных зачинателей отпадения, двух жителей села, отправили в ссылку в Сибирь. Также среди документов дела имеется письмо, адресованное министру внутренних дел, но автора которого невозможно установить. Это письмо примечательно тем, что, несмотря на докучный текст, в нем можно найти важные и интересные исторические факты и сюжеты из жизни села Базлык.
«Директор Казанской учительской семинарии, известный своею просвещенной ревностью к интересам православной церкви, препроводил ко мне переписку (с копией) по возникшему в начале текущего года в Уфимской епархии письма важному делу об отпадении 19 семейств мещан-чуваш деревни Базлык-Васильевка Васильевской волости Белебеевского уезда. Означенное дело, как видно из поступивших ко мне бумаг, имеет сравнительно очень продолжительный исторический исход, восходя по началу своему к 30-м годам. Именно в 1836 году в упомянутую выше деревню Базлык-Васильевку перешли из деревни Булан-Тамака – Артемьевки Бугурусланского уезда Самарской губернии, приписавшиеся к Белебею мещане-чуваши в числе семи душ мужского пола и были приняты в Базлык-Васильевское общество с правом совместного владения землею. Все перешедшие мещане были православными. В настоящее время потомков их насчитывается до 23 отдельных семейств. Самая же деревня Базлык-Васильевка предками настоящих коренных обитателей ея крестьянами –чувашами населена более 150-ти лет тому назад. Числящаяся при этой деревне земля приобретена в собственность по купчей крепости. Все коренные жители Базлык-Васильевки православного вероисповедания. В настоящее время их насчитывается более 1000 душ обоего пола, составляющие 172 отдельных семейства.
Проживающие ныне в Базлык-Васильевке мещане-чуваши сначала соблюдали все требования православной веры и ничем не выражали какого-то ни было от нея уклонения. Только заметно было, что к назначенным мещанам-чувашам особенно часто ездили татары и Кунакулловский мулла; но этому обстоятельству православные жители не придавали никакого значения. Тяготение мещан-чуваш к татарским обычаям и обрядам магометанской веры тем труднее было заметить, что местного православного священника (села Бижбуляка, к которому приписана деревня Базлык-Васильевка) они, мещане-чуваши, каждый раз принимали самым предупредительным образом и на слова соглашались, говоря: «так, батюшка, так батюшка!». Ни в чем они священнику не подавали повода подозревать их в неверности и обмане. Если же священник, вызывая их на откровенный разговор, говорил им, что он слышит дурные слухи о них, то они ему отвечали, что это по ненависти к ним распускают такие слухи.
Но, как оказалось после, не даром к ним приходили татары и Кунакулловский мулла. Последний прямо наставлял их в магометанской вере и тайно обучал их детей у себя в Кунакулловской метресе, куда мещане-чуваши тихонько от православных соседей возили своих детей. Эти последние, проучившись два-три года в метресе у названного муллы татарской вере, возвращались домой уже совсем другими, и переставали стесняться перед православными, начав явно соблюдать обычаи и обряды по требованиям магометанства.
Омусульманившиеся и обученные в Кунакулловской метресе сыновья не могли не оказать большого влияния на своих отцов, тайно давно уже тяготившихся к магометанству. И вот мещане-чуваши, нисколько не стесняясь в своей измене православной вере, стали въявь соблюдать татарские обычаи, по-татарски молиться, христианские праздники считать ни во что, часто в 1-й день Пасхи нарочно выезжали в поле пахать, в домах православных чуваш сидели в шапках, крестного знамения на себе не делали и по крещенному не молились. Когда кто-нибудь из православных чуваш нанимался к ним в работники, то они насильно заставляли такого соблюдать татарские обычаи, не давая ему есть днем. Когда кто-нибудь из православных заходил к ним по делу то они его осмеивали, зачем он крестится, когда молится, и зачем держится русской веры; хвалили татарскую веры и хулили русскую.
Православные сознают теперь, что они делали очень большую ошибку, выдавая за них своих дочерей: они каждую взятую замуж за себя молодую девушку обучали татарским обычаям и татарской молитве; если молодая женщина не слушалась и не принимала их учения, то они били её и в конце-концов заставляли принять обряды и жизнь и по магометанской вере. По сознанию православных большое зло для чуваш составляют и дочери названных мещан, выходящие замуж за чуваш. Они везде подчиняют мужей своих совместному влиянию и переделывают все семейство по своему, вследствие чего многие чувашские семейства в разных селениях стали придерживаться татарской веры.
Во главе движения Базлык-Васильевских мещан-чуваш к отпадению о православия находится мещанин Роман Яковлев, который служит прямым помощником выше упомянувшемуся Кунакулловскому мулле и собирает к себе в дом других мещан-чуваш для татарской молитвы и для большего утверждения их в магометанской вере. Роману Яковлеву в этом сильно помогает мещанин Терентий Павлов, еще молодой (29-ти лет), учившийся более всех у Кунакулловского муллы.
Местный православный священник в виду полного равнодушия к его убеждениям и наставлениям со стороны мещан-чуваш, все внимание свое обратил на православных членов своего прихода, разъясняя им истины православия и показывая ложность магометанства и чрез это предостерегая их от увлечения […] последнего. С год тому назад он стал выяснять православным жителям деревни, что для более удобного исправления христианских треб и для большего обучения им христианской вере полезно было бы построить в их селении церковь. Православные радостно приняли мысль о постройке у них церкви. Уфимское […] начальство, признавая с своей стороны весьма полезным для интересов православного существования в Базлык-Васильевке особой церкви вошло с ходатайством по сему предмету в Святейший Синод. В минувшем году к новоустрояемой церкви назначен был был и притч.
Мещане-чуваши в делу о постройке церкви отнеслись с крайним несочувствием. Они встревожились, предвидя что с устройством церкви усилены будут миссионерские меры. Под влиянием этих тревог они поспешили удалить сыновей своих, которых ранее отдавали в эту школу только для виду и отвезли их в школу Кунакулловскую под руководством тамошнего муллы-фанатика. В феврале месяце (10 числа) текущего года, когда в Базлык-Васильевку приехал из Уфы подрядчик на постройку церкви, собран был местный сельский сход в присутствии местного волостного старшины. На этом сходе приходской священник, отец Петров, объяснил присутствующим, что епархиальный Преосвященный, принимая близко к сердцу дело христианского их просвещения и утверждения в православной вере, сам от себя нанял подрядчика построить в их селении церковь и не требует от них никаких расходов на устроение церкви. Затем отец Петров предложил бывшим на сходе указать в черте селения место под церковь. Таковое место тут же было указано и по осмотре всеми единогласно одобрено. Мещане-чуваши, из которых на сходе никого не было, хотя перед сходом десятники обошли все селение и всех оповестили, когда увидели, что церковь в их селении будет, сначала задумали было выбраться из деревни. Но после тайных переговоров и совещаний с Кунакулловским муллой, намерение оставили, решились явно открыть свою приверженность магометанству и освободиться от обязанностей родной своей православной веры. 28-го того же февраля восемь семейств чуваш-мещан через поверенного своего, вышеупомянувшегося главного возбудителя движения к отпадению от православия, Романа Яковлева, подали на имя местного Васильевского Волостного Правления прошение, с заявлением о желании им быть причисленным в какому-нибудь магометанскому приходу, в роде Канибековцев (отпадших в магометанство крещенных татар лет 12 тому назад: деревня Канибеково в 12 верстах от деревни Базлыка), так как де они давно магометане. Это прошение Васильевским волостным Правлением препровождено было в Белебеевскому уездному исправнику, чрез которого оно получило дальнейшее движение. Подавшие прошение начали усиленно уговаривать и остальных мещан-чуваш присоединиться к ним. Роман Яковлев каждый день по вечерам собирал к себе в свой дом мещан-чуваш для этих уговариваний и для татарской молитвы. У того ли Романа Яковлева проживал тайно Чурайский мулла (из татарской деревни Чураево в 5-6 верстах от Кунакуллово), который поправлял и учил Романа Яковлева, занимавшего во время молитвенного собрания место муллы. Вследствие означенных уговариваний в восьми поданным прошение присоединилось еще 11 семейств из мещан, которые 27 марта подали Васильевскому волостному правлению заявление о желании их быть также причисленными к магометанскому приходу. Это заявление Правлением препровождено было к тому Белебеевскому исправнику. Осталось не присоединившихся к поданным заявление только 4 семейства, и из них уже есть тяготение к магометанству.
Все жители не мещане-чуваши сильно возмутились поступком названных мещан и, после долгих и многократных суждений о сих мещанах, постановили против них приговор, который при прошении препроводили к Уфимскому губернатору. В приговоре своем крестьяне чуваши, не утратившие пока веры в невозможность безнаказанно изменять православию и предаваться магометанству, между прочим, выражают свое убеждение в том, что если русское православное начальство упустит названных мещан-чуваш окончательно предаться магометанской вере и оставит преступников в настоящем их местожительстве или просто оставит их на их волю, то отсюда произойдет великий соблазн для окружающих чувашских селений; отступники же мещане еще надменнее будут смеяться над православными и язва магометанского заблуждения от их дочерей, выходящих замуж за чуваш окружающих селений распространится и заразит весь тамошний край. А кунакулловский мулла и подобные ему муллы и татары уже не будут чувствовать над собой никакой власти и своеволия их произойдет всякие границы. Но, с другой стороны, если начальство по отношению к названным мещанам ограничится легкою мерою, в роде того, что обяжет их дать подписку в верности православию, то убеждению крестьян, мещане сначала умолкнут и нарочно смирятся, но тайно понепременно будут орудовать по своему и глумиться над православной верой. В заключении своего приговора крестьяне-чуваши, заявляя о своем нежелании иметь дольше совместного жительства в одном селении с изменившими святой православной вере и принять на свои головы проклятие Божие за их отступничество все единогласно и убедительнейшее просят начальника Уфимской губернии ходатайствовать об удалении от них и с их земли их общества если мещане-чуваши изменили православию и предались магометанству.
Такой решительный характер решения крестьян-чуваш объясняется крайним упорством сих последних в их заблуждении и отступлением всяких надежд на их раскаяние в соделанном ими преступном шаге. К заявившим о своем желании перейти в магометанство мещанам-чувашам местный православный священник, вышеупомянувшийся Петров, ходил по домам и отдельно каждое семейство убеждал остановиться от следующего шага; потом в последний раз собрал всех в одно место и […] предпринятого ими шага не осталось тщетным. Не находя никаких ответов на доводы священника, мещане оправдывались только одним, что их деды и отцы держали татарскую веру и умерли в ней, также им заповедовали держаться этой веры. Чем более они были убеждаемы, тем больше ожесточение замечалось в их сердцах. Наконец они в начале апреля месяца попросили местное волостное правление объявить священникам Петрову и его сослуживцу Семенову, чтобы они оставили их в покое и не ходили к ним. 12 апреля священник Семенов подъехал было к ним крестить детей, то они не приняли и детей крестить не дали (а дети у них не крещенные, в одном месяце было до 6 человека). По слухам, мещане-чуваши убеждены в том, что у русского Царя есть такая статья закона, по которой якобы можно раз принятую православную веру оставить, когда захочется, и принять магометанскую веру. В подтверждение сего мещане-чуваши приводят слова Керима – отступника от православия из деревни Канибека, который будто бы, был у Царя по тому делу, и Царь ему будто бы велел держаться татарской веры, или какой ни на есть веры, лишь бы исправно подати платил и исполнял другие повинности, предъявляемые гражданским начальством.
Подобно тому как крестьяне-чуваши в своем приговоре, представленном Уфимскому губернатору, так и православный священник Петров в своем прошении, поданном Уфимскому епархиальному архиерею заявляет, что если бы последствия и конечная судьба просьбы мещан-чуваш и причислении их к магометанскому приходу, каковых последствий с крайним интересом ожидают не только сами просители, но и местные чуваши – если бы последствия эти оказались благоприятными для подавших прошение, тогда враги православия еще более усилятся и потеряют всякий страх к власти и начальству и дерзости им не будет предела».
Письмо от 15 ноября 1891 г.
Дело о привлечении к уголовной ответственности за переход из православия в магометанское исповедание крещенных чувашей дер. Базлык-Васильевки (1891-1892 гг.).РГИА, Ф.821, Оп.8, Д. 789.
Общий вид села Базлык. Июнь 1929 г. Фото П.А. Петрова-Туринге. На обороте фотографии «Бижбулякский р-н, с. Базлык». 2/5. ЧГИГН.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев