В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу - иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме, и возвестил ему рождение сына: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1:13-17).
Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми, и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.
Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лк 1:41).
Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему». В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.
После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнять свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов - хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.
По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн проводил свои дни в молитве и посте - так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии - Спасителя.
ИОАНН ПРЕДТЕЧА - АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ
Иоанн Предтеча называется Ангелом Господним и часто изображается на иконах с крыльями. Сам Спаситель сказал о Крестителе, что он не только пророк, но и больший пророка - Ангел Господень: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф. 11:10). Святой Предтеча – это поистине первый Ангел во плоти. Он своею жизнью из всех смертных людей наиболее приблизился к ангельской жизни и уподобился ангелу небесному.
Чем же святой Иоанн уподобился ангелу? Святитель Николай Сербский (Велимирович) отмечает, во-первых, своим послушанием Богу; во-вторых, своею свободой от мира; и, в-третьих, своею безпопечительностью о телесной жизни своей.
Ангелы всецело послушны Богу. И святой Иоанн был всецело послушен Богу от самого своего младенчества. Он весь предался Богу и во всем полагался на Бога.
Кроме того, Иоанн был подобен ангелам небесным и своею свободой от мира и людей. Мир для него был прахом, который то зеленеет, то чернеет, но всегда остается прахом. Люди для него были рассеянным стадом, потерявшим из вида своего пастыря. Иоанн, как ангел Божий, нимало не прилеплялся к миру и не имел не малейшего страха пред миром. Он не различает людей ни по одежде, ни по знатности, ни по власти, ни по учености, ни по богатству, ни по возрасту – он различает их лишь по свойствам души их. Его очи и видят не телесных людей, но нагие человеческие души, кои для прочих очей сокрыты под маскою тела. Таковую свободу от мира и людей имеют лишь ангелы Божии.
Кроме того, Иоанн уподобился ангелам и безпопечительностью о своей телесной жизни. Ангелов не томит забота о том, что им есть, что пить и во что одеться. Служа Богу, они знают, что Бог будет их и питать, и поить, и одевать. Иоанн питался акридами (верхушки неких пустынных растений) и диким мёдом, его дух не тревожили заботы этого мира. И не сказано, что он когда-нибудь жаловался на голод или на жажду. Не акриды и дикий мед питали его, но сила Божия, подаваемая верному и послушливому служителю Божию чрез акриды и дикий мед. И о жилье и одежде не заботился Иоанн. Жильем его была пустыня, одежду же он носил из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих. Святой Иоанн был свободен от всякого телесного попечения. Все его заботы были о душе, а воля Божия была единственным законом и властителем души его. В этом он уподобился ангелам небесным. Вот почему его называют Ангелом.
Нет комментариев