История Ново-Нямецкой иконы по преемству восходит к временам земной жизни самой Пресвятой Богородицы и связана с Ее пречистым именем и с именами святых Апостолов Христовых Петра и Иоанна. Первообраз этой святой иконы восходит к Лиддской иконе Божией Матери, нерукотворной, иже на столпе.
В городе Лидде, недалеко от Иерусалима, где святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Господа Иисуса Христа, для новообращенных был сооружен храм во имя Пресвятой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы молили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Вернувшись в Лиддский храм, они увидели на одном из опорных столпов нерукотворный образ Пресвятой Богородицы дивной красоты с Младенцем на левой руке. Затем и Сама Матерь Божия посетила Лиддский храм и даровала образу Своему особую благодать и силу. Во время правления императора Юлиана Отступника в Лидде совершилось новое чудо. В храм были посланы каменотесы для уничтожения чудотворного изображения. Однако как ни старались они стесать священное изображение, оно не исчезало, а лишь углублялось более и более внутрь столпа. Слава о благодатном образе распространилась по всему миру.
В VIII веке Константинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, патриарх доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным». На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы.
Дальнейшее развитие истории иконы связано с самыми трагическими событиями в истории христианского мира – падением Константинополя и крушением великой Византийской империи. Осознавая печальное положение своего государства, византийский император Иоанн VII Палеолог, чтобы сохранить икону от поругания, передал ее во владение молдавскому господарю Александру Доброму. Также господарь Молдовы, Александр Добрый, по титулу – князь, был удостоен права ношения атрибутов царского достоинства - короны и пурпурной мантии, которые Иоанн Палеолог прислал ему в дар и с той поры господари Молдовы имели право ношения царской короны и мантии. Грамоты об утверждении этих милостей хранились в монастыре Нямц до разорении Молдовы Яном Собесским, а копию самой короны можно увидеть в музее монастыря. Молдавская митрополия по этому указу выходила из Охрида, зависимого от Порты и становилась самостоятельной. Молдавский митрополит Иосиф получал право служения в митре и саккосе, ибо прежде молдавские архиереи служили в фелони, и на благословение Византийский император передал ему главную святыню Константинополя – чудотворную икону Божией Матери, ту самую, о которой шла речь выше. Эта икона была передана митрополитом Иосифом нямецким монахам, которые только начинали обустраивать свою обитель и нуждались в духовном благословении и укреплении.
Святая икона, переданная им в Вознесенский Нямецкий монастырь, основанный в XIV веке, прославилась многочисленными чудотворениями. В 1497 году стараниями молдавского господаря святого Стефана Великого в обители был возведен величественный храм в честь Вознесения Господня, ставший архитектурным образцом для многих церквей Молдовы. В этом монастыре впоследствии подвизались и прославились многие подвижники Русской Церкви во главе с великим старцем схиархимандритом Паисием Величковским (1722-1794).
Большим почитанием пользовался чудотворный Нямецкий образ в обители. По молитвам Пресвятой Богородице перед Ее святой иконой получали утешение иноки и паломники обители. Ежегодно, по сложившейся традиции, в престольный праздник Вознесения Господня Икона выносилась из обители для совершения крестного хода и водосвятного молебна, предваряющего Божественную литургию. Стефан Великий, господарь Молдовы, перед одним из сражений с неприятелем в местечке недалеко от Нямца, названном впоследствии Браниште, по-славянски – брань, война, – видя немалую вражескую силу, послал в монастырь за молитвенной поддержкой. Божией помощью и молитвами Нямецких монахов сражение завершилось полной победой. В знак признательности за молитвы и по собственной благочестивой традиции, святой Стефан в 1497 году выстроил в Нямце новый величественный каменный собор в честь Вознесения Господня, где и была установлена икона Взбранной Воеводы, хранившая Византию, а теперь Молдову, – по местному обычаю – на почетном месте слева от Царских врат. Следует заметить, что за 47 лет правления Стефан 3-й великий провел 49 битв, и проиграл только две из них.
Многие и многие известные и выдающиеся личности молились перед иконой, удостоившись прикоснуться к величайшей древней святыне. Преподобный Паисий Величковский еще до своего отшествия на Афон, будучи в иноческом чине Платоном, приходил в Нямц поклониться Божией Матери. Приезжал сюда и светлейший князь Григорий Потемкин, а с ним и святитель Амвросий Полтавский, который перед этой иконой возвел старца Паисия в сан архимандрита.
Список чудотворного образа позднее был пожертвован неким молдавским князем помещику Черткову, одному из владельцев слободы Михайловки Богучарского уезда Воронежской губернии. В 1846 году образ крестным ходом перенесли в Михайловскую церковь в честь Рождества Христова. На иконе, написанной на полотне древним искусным писанием и помещенной в позолоченную с серебром ризу, была надпись на молдавском языке. Перевод на обратной стороне образа гласил: «Достоверное изображение чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы, которое находится во святом монастыре, именуемом Нямецким (Намцулы), на земле Молдавской; прислано от благочестивейшего Константинопольского императора Андроника Палеолога Александру, воеводе страны Молдавской, в 6907 (1399) году».
В 1859 году в Молдове наступило смутное время. На карте Европы появилось новое государство – Румыния, и Церковь румынской Молдовы подверглась секуляризации Александра Кузы – нового реформатора, грабившего монастыри и уничтожавшего монашество. Икона Божией Матери Нямецкая ушла из Нямца в Бессарабию, которая с 1812 г. была уже в составе Российской Империи. Управляющий бессарабскими имениями Лавры игумен Феофан (Кристя) ездил в Синод и ко двору, добивался высочайшего благословения на создание нового монастыря. Указ императора Александра II о создание Ново-Нямецкой обители вышел 13/26 января 1864 г. На самой крупной бессарабской вотчине Нямецкой Лавры - Копанка-Кицканы, на основе приходского храма святителя Николая возводили Новый Нямц. С собой имели список с древнего Византийского образа.
В 1864 г. в Санкт-Петербурге в мастерской Сергея Верховцева был изготовлен дивный образ иконы Ново-Нямецкая –в серебрянном золоченом окладе с драгоценными каменьями. Крестным ходом на корабле вокруг всей Европы, из Петербурга в Одесский порт, прибыла икона 10 октября (23 октября н.ст.) 1864 г. в новую Нямецкую обитель.
От этой иконы также произошли многочисленные чудотворения, свидетельства о которых хранятся в центральном архиве г. Кишинева.
В 1940 г. в Бессарабию пришла советская власть. Имущество монастыря было описано и оценено, начались гонения. Братья собрали самые ценные облачения и утварь, погрузили на телеги; икону установили стоя. На трех возах двенадцать монахов отправились в соседнюю Румынию, надеясь там уберечь святыни от поругания. Остановились под покровительством монастыря Кэлдэрушаны, недалеко от Бухареста, и дали обет, что пока будут живы, привезут икону обратно. Однако в ожидании конца безбожной власти прошло время и все они с миром упокоились на кладбище Кэлдэрушанского монастыря. Нынешний настоятель архимандрит Лаврентий поминает их как своих наставников, с которыми возрастал духовно. Драгоценные облачения выставлены в монастырском музее, а Икона славится чудотворениями и съезжается к ней на поклонение православный народ со всей Румынии.
В Кицканах остался список иконы Богородицы писанный Монастырь Кэлдэрушаны, Румыния маслом на холсте; скромно выполненная икона осталась в стороне от внимания безбожных грабителей, и служила братьям для поклонения до самого закрытия монастыря в 1962 г. После возрождения обители в 1990 г. искали и долго не могли найти этот список. Один из иеромонахов отправился в соседнее село, где пребывал на покое бывший насельник монастыря иг. Вадим (Тритяченко), чтобы причастить старца, и у него обнаружил свернутый холст. Это была икона Божией Матери. От времени и забвения холст потемнел и образ был почти неузнаваем, однако после возвращения в обитель, через 2-3 года заметили, что стали яснее проступать лики Спасителя и его Пречистой Матери. Чудесным образом Икона начала обновляться.
Такова полная история образа Божией Матери, изначально называемого Лиддская, затем Лиддская-Римская, Нямецкая, Ново-Нямецкая. Нямецкая икона сегодня, как и прежде бережно хранимая монахами, пребывает на своем месте в соборном храме Вознесения Господня монастыря Нямц в Румынии, и мы имеем благодать прикоснуться к Ней, одной из самых древних святынь Христианского мира, главной иконе Византийской империи с невероятно чудесной историей. В Кицканах хранится её список на холсте и Божия матерь, небесная Игуменья, не оставляет Свою обитель и всех с верою к Ней притекающих.
В сентябре 2013 г. Ново-Нямецкую обитель посетил со святительским визитом Кирилл, святейший патриарх Московский и всея Руси. После молебна Его Святейшество в окружении братии монастыря благоволил принять из рук отца наместника архимандрита Паисия (Чекан) выполненный в стенах обители список иконы Ново-Нямецкой Божией Матери.
Пресвятая Богородице, помогай нам!
МОЛИТВА ПЕРЕД ОБРАЗОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НОВО-НЯМЕЦКАЯ
О, Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Обители нашея красота и славо! Призри на нас, смиренных и обремененных грехми многими, Отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на Пречистый лик Твой. Сохрани от всякого зла святую обитель сию. Утверди Церковь Православную. Спаси страну нашу и вся люди правоверно живущия и к Тебе прибегающия: от нашествия иноплеменников и междоусобные брани, от всякого страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим! Согрей нас дыханием Твоея любве! Несеменная, единственная Надеждо наша, не отступи от нас ни в сейжизни, ни в будущей. Подаждь нам христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего и Бога нашего явися нам милосердая Заступница, да чающе Твою всесильную материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небесного Отца и Сына, и Святаго Духа, в Троице славимого Бога во веки веков. Аминь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев