Дорогие друзья ! ( кликайте на текст ! История и много фото ) Продолжаем серию " СДЕЛАНО В СССР ! " На этот раз, речь пойдет о великолепной и красивой птице " Чайке ", то есть, её " копии " - самолете - амфибии Бе-12 ! Эту статью ( очерк ), я посвящаю моим друзьям, соседям по 317 ОСАП ;-- 122 оплаэ -( " водоплавающей стае ! " )
И их доблестному " вожаку стаи " командиру п/п-ку Николаю Злобину !
Итак полетели ! Кстати, это второй самолет, ( первый это Ту-16 ), на который часть выпуска 1977 г. изучало и выпускалась в части !
. Фото будет много ( правда малая часть, что у меня есть ), любуйтесь, этим шедевром самолетостроения !
Бе-12 " Чайка " ( изделие " Е " ) - советский противолодочный самолет - амфибия ( летающая лодка ) по кодификации НАТО : ( Mail - перевод с анг. - "почта " или " кольчуга ", кому, что нравится. ) На момент создания являлся самым большим серийным самолетом - амфибией в мире. Самолет был создан в ОКБ Бериева. Машина предназначалась для замены Бе-6. На самолете-амфибии установлен комплект целевого оборудования, позволяющего вести поиск и борьбу с подводными лодками противника.
В октябре 1960 года самолет осуществил свой первый полет, 9 июля 1961 года был представлен советской общественности и иностранным военным обозревателям на авиационном параде в Тушино ( вместе противолодочным вертолетом Ка-20 ), а к осени 1963 года уже поступил в части авиации ДКБФ И КТОФ.
Первоначально гидросамолеты Бе-12 использовались для противодействия подводным лодкам, но с развитием новых, гораздо более тихих субмарин, Бе-12 уже не мог эффективно выполнять свои задачи. Поэтому самолеты были преобразованы в разведывательные машины. Всего было построено 143 самолета, в том числе 2 опытных образца. В 1961 году с накалом холодной войны был создан Бе-12СК для сброса атомных глубинных бомб 5Ф-48 " Скальп "
В 1980 году один гидросамолет был переоборудован в версию Бе-12ЛЛ и использовался для испытаний сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет Москит 3М-80. 27 летающих лодок были переоборудованы в версию Бе-12Н, оснащенные новыми электронными системами и системами обнаружения. В 1992 году, несмотря на возраст, четыре Бе-12 были переоборудованы в противопожарные самолеты Бе-12П. Внутри корпуса находятся три резервуара для воды - один емкостью 4500 литров и два емкостью 750 литров.
За время эксплуатации на самолетах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности и высоте. 29 ноября 1965 года самолет Бе-12 приказом МО СССР официально был принят на вооружение. Серийное производство самолетов было организовано на Таганрогском авиационном заводе № 86 имени Г.М. Дмитрова.
При разделе ВВС Черноморского флота Украине было передано 14 самолетов. Теперь немного о конструкции и технических данных самолета. Но с начала посмотрите небольшое видео :
Конструктивно самолет построен по схеме высокоплана с крылом типа " чайка ", двумя турбовинтовыми двигателями АИ-20Д серии 3 ( серии 4 ) на крыле и вспомогательной силовой установкой ТГУ-АИ-8 в корме. В носовой части лодки расположены негерметичные кабины штурмана и летчиков, в средней части - кабина радиста с блистером. Входные двери для экипажа, расположенные в носовом отсеке и в хвостовой части, открываются вовнутрь, что облегчает покидание гидросамолета в случае его затопления. Полет в автоматическом режиме обеспечивает автопилот.
При аварийной ситуации во время полета штурман покидает самолет через носовой люк, радист через заднюю входную дверь, а летчики катапультируются. На самолет могут загружаться пассивные ненаправленные буи трех типов : РГБ-Н ( " Ива " ), РГБ-НМ (" Чинара " ), и РГБ-НМ-1 ( " Жетон " ), а также противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250-120, учебные бомбы УПЛАП-50, противолодочная торпеда АТ-1 ( АТ-1М ), в дальнейшем более совершенная УМГТ-1 " Орлан ". Нормальная боевая загрузка имеет массу 1500 кг, перегрузочная 3000 кг ( за счет уменьшения топлива ) Ну хватит вам забивать ваши головы, лишней информацией. Кому интересно, могут пошарить по интернету. Давайте просто проведем экскурсию, по этому чудо самолету ! Посмотрите фото :
Кто не раз " хаживал " по самолету, тот вспомнит, все закутки !
" Самолет- амфибию Бе-12 я вспоминаю, выражаясь словами Владимира Маяковского, как старое, но грозное оружие, - отметил конструктор Явкин. - В 1990-х, в условиях закрытия многих аэропортов, самолеты-амфибии Бе-12 на Дальнем Востоке доставляли грузы, зарплату, пассажиров с Курильских островов. В самолете, внутренняя компоновка которого напоминает подводную лодку, размещалось ( трудно представить, как ) более 50 человек, включая женщин с детьми. После землетрясения на Курилах именно Бе-12 в течении двух первых дней, когда корабли не могли подойти к острову, доставлял самые срочные грузы для пострадавших. Переоборудованные в противопожарный вариант самолеты-амфибии Бе-12П тушили пожары в Сибири, Крыму, Ростовской области и в других регионах. Еще одно видео, из которого можно много узнать, об этом великолепном самолете, с красивым именем " Чайка ".
Несмотря на долгий срок эксплуатации, около дюжины Бе-12 все еще работают, выполняя поставленные задачи. Бе-12 считается одним из лучших и долговечных самолетов отечественной авиационной промышленности. Я уже молчу про " калоши " !
В Чебеньках стоял , кажется , 94 борт в качестве учебного пособия. Его перегнали с Севера после неудачной посадки на воду (столкновение с бревном) , а до этого успешно летала с воды и с суши.
Звук работающих двигателей АИ-20Д на Бе-12 более громкий, оглушительно звучный, ещё и по-тому, что лопасти этого двигателя более длиннее чем например у Ан-12, шумность повышенная, экипаж носил ЗШ оснащённые глицериновыми прокладками. Учась в академии ВМФ на шестом авиационном факультете, я удивлял преподавателей "тонкими мелочами" в познании тактики применения АПМ, буёв и прочего в ПЛА, причём меня ставили в пример, что я из истребительной авиации, а так чётко разбираюсь в противолодочных авиационных комплексах "Баку", "Коршун", "Беркут", в тактики и способах постановки и контроля работы буёв. Им было и в недамёк, что я закончил Оренбургское лётное по профилю ПЛА самолёта Бе-12 и это осталось на всю жизнь. Мои выпускники нашего 38-го классного отделения разъехались служить по всем флотам, но к сожалению на фото своих не узнал.
Вы правы, диаметр винтов у Бе-12 5 метров ,на 0.5 метра больше чем у Ан-12 и 26, тем самым реализуются прибавка мощности за счёт повышения температуры в камере сгорания, при постоянных оборотах двигателя.
Спасибо конечно. Но я почему-то всегда считал, что на Ан-26 и Ан-12 стоят абсолютно разные двигатели и их нельзя сравнивать! На Ан-26 — пара АИ-24ВТ, а на Ан-12 по две пары Аи-20. Заранее извиняюсь, может я просто неправильно, не так понял ваш комментарий связанный с длинной диаметра их винтов
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
27 октября - День работника автомобильного и городского транспорта !
( КЛИКАЙТЕ НА ТЕКСТ ! ) Дорогие друзья ! Поздравляю всех, кто считает себя водителем автомобиля ! Этот день задумывался как профессиональный, однако стал народным; его отмечают все, кто считает себя водителем ! " Ни гвоздя, ни жезла ! " - дорогие друзья !
Памятная дата. Любимые актёры Советского Союза - Леонид Филатов !
Друзья вспомним замечательного актера ! ( кликайте на текст ) Леонид Алексеевич Филатов ( 24 декабря 1946, Казань, СССР - 26 октября 2003, Москва, Россия ) - советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, поэт, драматург, публицист, телеведущий ; народный артист России ( 1995 ). Лауреат Государственной премии России ( 1996 ).
Комментарии 11