Существуют два рассказа о происхождении пояса Богородицы, один из них в Минологии Василия II, другой в Синаксаре Константинопольской церкви, оба источника X века.
Синаксарь Константинопольской церкви X века сообщает, что пояс Богородицы хранился в городе Зила, а при императоре Юстине II (565—578 годы) пояс был перенесён из Зилы в Константинополь в Халкопратийскую церковь, в храме для хранения пояса была устроена отдельная часовня Агиа Сорос (Святой Ковчег).
В конце IX века Иосиф Песнописец написал канон для праздника положения пояса в Халкопратии.
В Минологии Василия II рассказывается, что пояс и риза Богородицы хранились в Иерусалиме; при императоре Аркадии (395—408 годы) пояс был перенесён в Константинополь из Иерусалима и положен в небольшой ковчег. При императоре Льве VI (886 — 912 годы) его четвёртая жена Зоя, которая была бесноватая, во сне увидела видение. В видении Зоя была оповещена, что от пояса получит исцеление. Лев VI открыл ковчег, достал пояс и передал его патриарху. Патриарх растянул пояс над головой Зои, после этого Зоя получила исцеление, нечистый дух вышел из неё. Пояс был помещён в золотом ковчеге за царскою печатью.
После этих событий патриарх Евфимий (907 — 912 годы) составил Энкомий на поклонение честного пояса пресвятой Богородицы и на обновление её храма в Халкопратии.
Как сообщает Никифор Каллист Ксанфопул в своей книге «Церковная история», написанной в XIV веке, пояс хранился вместе с молоком Богородицы в Халкопратийской церкви.
Само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность (в месяцесловах он отмечен знаком «малый праздник»).
В греческой версии апокрифа «Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы», упоминает, что в погребении Богородицы не участвовал апостол Фома. Согласно этой версии апокрифа, когда апостолы открыли гробницу, чтобы Фома мог убедиться в погребении Божией Матери, тела Богородицы там не оказалось. Тогда Фома рассказал, что ему было явлено, как Богородица возносится на небо, и просил её дать ему благословение. Тогда Богородица сбросила ему пояс, которым была опоясана. Кратко этот апокриф пересказан в Золотой легенде. Этот сюжет часто используется в живописи Флоренции. По одной из версий, реликвия была привезена из Иерусалима в 1141 году купцом из Прато Микеле Дагомари и хранится в кафедральном соборe Прато.
В сирийском городе Хомс хранится пояс, также изготовленный из верблюжьей шерсти и расшитый золотыми узорами. Согласно преданию, пояс около 400 лет находился в Индии, где, согласно житию, принял мученическую смерть св. апостол Фома. В 476 году пояс был доставлен в Сирию и спрятан в алтаре древней церкви, которая на арабском называется «Ум аль-Зуннар» (заложена в 59 году, в нынешнем виде здание церкви существует с 1853 года). Долгие столетия считалось, что пояс был утерян. Пока в 1953 году пояс не был случайно обнаружен и выставлен для поклонения верующих.
Длина сирийского пояса составляет 75 сантиметров. Свернутый в форме круга пояс хранится в специальном серебряном сосуде, имеющем форму цветка. Во время активных боевых действий в городе Хомс здание церкви пострадало. Пояс был вывезен за пределы города в более безопасный район. После выхода боевиков из центральной части города Хомс стали возможными реставрация здания и возвращение в церковь реликвии.
Народно-христианские представления наделяли пояс Богородицы свойствами сильнейшего оберега при родах. Так, английская королева Елизавета Йоркская заплатила немалые деньги некоему монаху за использование «пояса Богородицы» при родах. Хорваты опоясывали роженицу, которая долго не могла разродиться, «поясом Богородицы», принесённым из церкви. В Сербии женщину на сносях заранее опоясывали верёвкой, которая всю ночь провисела в церкви у иконы Богородицы. Словенцы Каринтии считали, что роды облегчает двухметровая лента, продаваемая в церквях. У македонских греков матери, несчастливые в детях, незадолго до родов старались раздобыть у побывавших в Фокее паломниц «пояс Богородицы» из выделанной кожи.
В 2011 году часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Группа афонских монахов, сопровождавшая пояс, на специально арендованном самолёте и специальных поездах за 39 дней посетила 14 городов и Серафимо-Дивеевский монастырь. Маршрут перемещения пояса Пресвятой Богородицы по России был специально определён в виде восьмиконечного православного креста. По приблизительным оценкам, поясу поклонились более 3,1 млн паломников.
Известно о нескольких местах нахождения целого пояса или частей этой реликвии:
•монастырь Ватопед (Афон) — дар сербского князя Лазаря, считается частью пояса, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую отбили у византийцев болгары.
•Влахернская церковь в Зугдиди (Грузия) — часть, привезённая племянницей императора Романа III, ставшей женой грузинского царя Баграта IV. В начале XIX века Нино, дочь царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала часть пояса в дар императору Александру I, который, украсив его драгоценными камнями, вернул обратно и повелел построить в Зугдиди церковь для хранения реликвии.
•Храм Илии Пророка Обыденного (Москва) — частичка святыни, хранящаяся в мощевике у придела апостолов Петра и Павла.
•Казанский собор (Санкт-Петербург) — 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена собору на вечное хранение.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев