Когда именно появился Христорождественский храм в пределах нынешнего Коврова — неизвестно. Легенда, записанная еще в первой половине XIX века, связывает строительство первой по времени церкви данного наименования с князем Андреем Боголюбским и сыном местного зверолова Елифана Василием Елифановым. Это предание достаточно известно. Князь будто бы заблудился на охоте в очень морозный день и набрел на избушку зверолова лишь к ночи, благодаря чему избежал перспективы замерзнуть в бесконечном лесу в великую стужу. Эта история произошла в канун Рождества Христова, поэтому в ознаменование спасения князя и был поставлен на берегу Клязьмы деревянный Христорождественский храм.
Было ли все так в действительности, или это лишь красивая сказка — об этом точно не знает никто, однако в XV столетии Христорождественский храм на крутом берегу Клязьмы уже стоял, а село при нем именовалось Рождественское — по наименованию местной церкви. В средневековье религиозность наших предков была особенно велика, поэтому переоценить значение главного престольного праздника для рождественцев (а потом и ковровчан, так как с XVII столетия село Рождественское стало именоваться Коврово тож, а потом и просто Коврово по имени его владельцев князей Ковровых из стародубской княжеской династии) невозможно. Можно предположить, что этого события селяне и жители окрестных приходских деревень, в том числе, Андреевки, Салтаново (Салтанихи), Шашово и Гридино, ждали задолго до заветной даты.
Радость от праздника Рождества Христова для ковровчан прошлых веков усиливалась тем, что в этот день кончался длительный Рождественский пост, а после праздничной церковной службы на сельской ярмарке можно было накупить всевозможных товаров и припасов на целый год вперед. Удовлетворение религиозного православного чувства, возможность хорошо погулять, поесть и выпить, а также сделать покупки и побродить среди ярмарочных балаганов, посмотреть выступления скоморохов, просто пообщаться с приезжими торговцами и купцами и узнать разные новости — все это вместе взятое делало для наших предков, неизбалованных удовольствиями, зрелищами, торговыми точками и информационными потоками, день Рождества Христова особенно желанным и притягательным.
С учетом духовной и светской составляющих данного праздника в Коврове, его центрами были Христорождественская церковь и гостиный двор на Базарной площади. Официально ставший собором с 1870 года, этот храм был отстроен в камне в конце XVII столетия, где-то в 1690-е годы. Собор в честь Рождества Христова — единственное здание, сохранившееся в нашем городе еще со времен села Коврова. Конечно, Христорождественский собор в его теперешнем виде — итог сразу нескольких перестроек, причем колокольня была возведена в XIX веке, а существующее пятиглавие появилось лишь в 1988 году перед празднованием тысячелетия крещения Руси, так как прежние купола и барабаны были снесены в 1930-е.
Любопытно, что местным властям приходилось следить за тем, чтобы в праздник Рождества Христова лавки в торговых рядах и ярмарочные балаганы открывались лишь после того, как в соборе завершится праздничная Божественная Литургия. И это были отнюдь не символические меры, так как у многих православных желание посетить торговые ряды оказывалось явно выше стремления отстоять многочасовую церковную службу.
Новогодних елок на улицах старого Коврова не устанавливали, хотя на рубеже XIX-XX веков обычай устраивать не только рождественские, но и новогодние праздники в различных присутственных местах и заведениях понемногу стал приживаться.
Однако 1917 год нанес прежним традициям сильнейший удар. Так как в СССР пропагандировался атеизм, старые праздники, тем более с религиозной окраской, оказались под запретом, в том числе и новогодние елки. В 1920-е годы даже бытовала частушка «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов». Или еще такой вариант:
«Скоро будет Рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку».
Только в 1935 году новогоднюю елку реабилитировали, и с 1936 года началось повсеместное празднование Нового года, в том числе и в Коврове, а в 1937-м здесь начали устраивать елки даже в детских садах. Однако Рождество Христово по-прежнему оставалось праздником лишь для «несознательных» граждан, отягощенным «религиозными предрассудками».
В 1920-е годы Ковров потерял традицию проведения Рождественских ярмарок, а потом и общегородского престольного праздника Рождества Христова. И хотя после окончания Великой Отечественной войны Христорождественский собор был вновь открыт для верующих и до конца 1980-х оставался единственным действующим храмом города, осознание Рождества, как общегородского торжества, присущее старому Коврову, и поныне не восстановилось.
Комментарии 24
Православных христиан с Рождеством Христовым! Мира и добра!