выдающегося ученого-востоковеда, лингвиста, путешественника, общественного деятеля
Выдержки из некоторых докладов
(Конференция в Международном Центре Рерихов, 2002 г.)
Г.М. БОНГАРД-ЛЕВИН
академик РАН
(Москва)
Он прошел через всю мою жизнь…
<...> Все вы, конечно, знаете, что Юрий Николаевич всегда хотел вернуться на Родину, за которую в годы Великой Отечественной войны готов был сражаться на фронте. Неоднократно он пытался вернуться в Россию, но удалось это только в 1957 году, во времена «хрущевской оттепели». В Институте востоковедения, где он возглавил сектор, Юрий Николаевич, будучи уже далеко не молодым человеком, развернул просто титаническую работу по восстановлению тибетологических, монголоведческих, санскритских и уйгурских исследований в России. За неполных три года он успел сделать невероятно много, с полной самоотдачей относясь ко всему, за что брался, а ведь работать в условиях новой России ему было исключительно трудно. Он никак не мог понять того партийно-бюрократического типа отношений, который царил и в институте, и в других инстанциях. <…>
Хотя бы раз в году я стараюсь побывать в дорогой моему сердцу квартире Юрия Николаевича, которая содержит еще рукописи, книги, картины, дух Юрия Николаевича. Но атмосфера, которая там сейчас царит, производит очень тяжелое впечатление. И наш общий и мой личный долг перед Юрием Николаевичем в том, чтобы его квартира, где висят картины его отца и брата, где хранятся его книги, стала, наконец, достоянием России, открытым для всех мемориальным музеем-квартирой.
А.В. ФЕДОТОВ
доктор исторических наук, профессор Софийского университета
имени Святого Климента Охридского
(Болгария)
Добуддийский Тибет в работе Ю.Н. Рериха «Звериный стиль у кочевников Тибета»
<...> Перу Ю.Н. Рериха принадлежит множество трудов в области индологии, тибетологии и монголоведения. Он в равной степени блестяще изучил этнографию, религию, историю, литературу и языки Востока, при этом большинство его научных разработок были по своему характеру новаторскими. Их глубина, научная достоверность и строгая логика объясняют их феноменальную актуальность и по сей день. Во многом Ю.Н. Рерих был первооткрывателем, и в наибольшей степени это утверждение относится к его трудам по тибетологии.
Доскональному изучению тибетской истории, этнографии, литературы, языков и наречий, религий, и в частности буддизма способствовали экспедиции в малоизученные районы Тибета, общение с представителями различных тибетских племен и, конечно же, собранная им коллекция ценных материалов, послужившая основой для многих написанных им впоследствии научных трудов. Итоги Трансгималайской экспедиции, предпринятой вместе с отцом, Ю.Н. Рерих подвел в книге «По тропам Срединной Азии» («Trails to Inmost Asia»), которая впервые вышла в свет на английском языке в 1931 году в Америке. Особое место в этой книге уделяется Северному и Северо-Восточному Тибету – совершенно неисследованным или малоисследованным областям Тибетского нагорья. За год до этого в Праге на английском языке была издана монография «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», в которой ученый сравнивает и анализирует многочисленные памятники материальной культуры региона и на основании этого описывает и характеризует древнюю культуру кочевников Северного и Северо-Восточного Тибета. Ю.Н. Рерих был одним из первых, если не самым первым, кто указал на близость этой культуры с культурным миром народов Срединной, или Центральной, Азии. Более того, эти работы Ю.Н. Рериха стимулировали появление целого направления в современном востоковедении, а именно – глобального изучения древнего прошлого бескрайних просторов Центральной Азии, сопоставления памятников материальной и духовной культуры населявших их многочисленных племен и народов, и, наконец, научного сравнения этой мегакультуры с культурными характеристиками древних иранских народов. <...>
ТСЕРИНГ ДОРДЖЕ
буддолог,
(Лахул-Спити, Индия)
Исследования д-ром Юрием Рерихом тибетских диалектов Лахула и обряда разбивания камня
<...> Исследования д-ра Юрия Рериха, касающиеся старинных песен (на тибетском диалекте Лахула), можно считать первопроходческими. Собираясь вместе во время социально-религиозных действ, лахульцы предавались пению этих песен, восхваляя своих богов, горных духов, природные стихии и имевших особое значение животных, а также предков и жителей своей страны. Эти песни считались очень важными и благословенными. Обычай исполнения этих песен, который сложился в племенах Лахула с давних времен, можно сравнить с исполнением церковных гимнов. Д-р Юрий Рерих с глубоким интересом изучал социально-культурную и религиозную жизнь обитателей Лахула и Спити (в настоящее время относящихся к штату Химачал Прадеш). Помимо других многочисленных видов деятельности во время своего пребывания в Лахуле Юрий Рерих наблюдал и описывал зрелищное религиозное действо – обряд Разбивания камня, который совершает группа странствующих лам, известных как бучены из долины Пин в Спити. Это популярное религиозное представление тибетского происхождения. Считается, что исполнители этого обряда достигли сиддхи, или обрели сверхъестественные способности, и к ним относятся с особым почитанием. <…>
А.П. ГНАТЮК-ДАНИЛЬЧУК
доктор филологических наук,
профессор кафедры восточных языков при МИД РФ
(Москва)
Некоторые заметки об индологических работах Ю.Н. Рериха
<…> А теперь позвольте перейти непосредственно к теме моего небольшого выступления. Оно основано на статье «Индология в России», которую Юрий Николаевич Рерих опубликовал в 1945 году в одном индийском научном журнале. В этой небольшой статье он сумел отразить всю историю культурных и любых других связей России с Индией, начиная еще с периода, предшествующего знаменитому путешествию тверского купца Афанасия Никитина (XV в.). И главное, он расставил правильные акценты. Многие, и я в том числе, полагали тогда и, возможно, еще полагают, что научные интересы Юрия Николаевича были сосредоточены главным образом в области тибетского языка, тибетологии и буддизма, но, как оказалось, его знания были не менее велики и глубоки и в сфере непосредственно индологии.
По моему мнению, она не только не утратила своего значения, но является опорой подлинной истории развития нашей индологии. <…>
В своей статье Ю.Н. Рерих отмечает, что российско-индийские отношения существовали с незапамятных времен, но «Ранний период индийско-русских культурных отношений остается скрытым непроницаемой завесой. Наши сведения крайне скудны, а по некоторым периодам и вовсе отсутствуют» (до XVII в. – А.Г.)
ШАШИБАЛА
доктор философии, Институт Национального музея,
Международная академия индийской культуры
(Индия)
Изучение Шамбалы и Калачакры Николаем и Юрием Рерихами – как символ индийско-российской дружбы
<...> Калачакра принадлежит к Ануттара-йога-тантре, высшей из четырех тантрических систем. Она тесно переплетается с образом царства Шамбала, откуда система Калачакры была принесена в Индию во второй половине Х столетия. Помимо нескольких работ, включенных в тибетский канон Каджур и собрание комментариев Танджур, комментарии и сокращенные версии Калачакра-мула-тантры приписываются двадцати пяти царям Шамбалы. <...>
Многие религиозные тексты были утрачены, но, к счастью, значительное число их до сих пор распространено в Тибете. Ни один из них не был переведен. Юрий Рерих считал, что эти тексты ждут ученого, который смог бы взять на себя задачу проникнуть в святая святых северного буддизма. <…>
Согласно д-ру Юрию Рериху, эта обширная литература имеет первостепенное значение для изучения центральноазиатского буддизма. Для надлежащего понимания буддизма существенно знание тантрической терминологии индийской астрономической и астрологической системы. Поэтому в монастырях были факультеты, где изучали астрономию, астрологию и санскрит.
Юрий Рерих проник в тонкости этой системы, ее абстракции и символы. Он пытался сопоставить это учение с другими древними системами. Учения, вошедшие в корпус текстов Калачакра-тантры, считаются содержащими самую глубокую мудрость тибетского буддизма. <...>
Е.П. МАТОЧКИН
кандидат искусствоведения, профессор Международной славянской академии
(Новосибирск)
Юрий Николаевич Рерих и наследие скифов Алтая
Юрий Николаевич Рерих – крупный ученый-востоковед, труды которого имеют отношение и к странам Азии, и к России, поскольку ее территория за Уральским хребтом – это тоже Восток, а Горный Алтай – это уже Срединная Азия. Именно эта родина кочевников с ее богатой историей и культурой была особенно близка Юрию Николаевичу как исследователю. И потому мы с полным основанием можем считать его не только монголоведом или тибетологом, но также и алтаистом, тем более что в 1926 году маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов пролегал по Сибири и Алтаю. <...>
В последние годы изучение пазырыкской проблематики вышло на новый уровень интерпретации артефактов благодаря интеграции с естественными и точными науками. В рамках международной программы «Пазырык» специалисты Института археологии и этнографии СО РАН на плоскогорье Укок в течение пяти лет исследовали целый ряд «замерзших» курганов с погребениями представителей среднего слоя и рядовых членов пазырыкского общества. <...>
Открытие Юрием Николаевичем в Тибете бронзовых предметов, выполненных в канонах «звериной» орнаментики, продвинули границу бытования «звериного стиля» далеко на юго-восток. Экспедиции удалось обнаружить немало предметов с изображениями «фантастических животных, переходящих в чистый орнамент. Все эти находки убедительно свидетельствуют о древней связи кочевого Тибета с великим кочевым искусством Центральной Азии». <...>
Все это говорит о том, что к языческим верованиям и менталитету коренных народов Сибири с их необычайно древней и богатой культурой следует относиться с должным уважением и вниманием. Именно об этом предупреждал в свое время Юрий Николаевич Рерих, проницательно отмечая, что в наши дни возрождается народное творчество, иногда в виде пророчеств, легенд или напутствий. «Не следует недооценивать значения этой разбуженной силы, таящейся в юртах кочевников…». <...>
Источник: Материалы конференции Международного Центра Рерихов, 2002 г.
#Рерихи #ЮбилеисемьиРерихов2024 #МеждународныйЦентрРерихов #НиколайРерих #СвятославРерих #ЕленаРерих #ЮрийРерих #ЛюдмилаШапошникова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев