Старинное село Сербилово Гаврилово-Посадского района, расположенное на берегу Куксы, богато историей, отражающей события становления Российского государства. Действующая здесь Свято-Введенская церковь ведет начало от Смутного времени. Тогда на этом месте вдали от суетного мира жил своею обособленной иноческой жизнью монастырь, позже получивший наименование Спасо-Кукоцкий. Это самая древняя духовная обитель Ивановской земли.
Монастырь посетила первая супруга Петра I?
Когда и кем была основана обитель, неизвестно. Бытует версия о том, что в течение двенадцати недель в стенах этого монастыря скрывался беглый Гришка Отрепьев, тот самый авантюрный монах, однажды сбежавший к шляхтичам и объявивший себя чудесно спасшимся сыном Иоанна Грозного царевичем Дмитрием, чтобы при поддержке литовско-польского воинства захватить московский трон.
Также, по версии известного историка-краеведа Владимира Борисова, в Сербилове провел последние годы жизни глава народного освобождения, разгромившего польских интервентов, князь Дмитрий Пожарский.
Сербиловский монастырь, как гласит предание, в разное время посетили царственные особы: жена царя Иоанна Алексеевича Прасковья Фёдоровна с тремя дочерьми и первая супруга Петра I Евдокия Лопухина.
Выписки из летописных книг, составленных дьяком Феодором Витовтовым, сообщают, что монастырский комплекс включал «церковь Преображение Спасово древяна клетцки, а в церкви образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всё строение церковное Государево». Неоспоримы документальные сведения, извещающие о том, что в 1624 году игумену Спасо-Кукоцкого монастыря Аврамию царь Михаил Фёдорович вручил грамоту на владение сербиловской вотчиной и «на сельцо Темерево с деревнями, на монастырскую пашенную землю и на монастырские покосы».
Спустя три десятилетия последовал еще один дарственный документ от царя Алексея Михайловича, по которому монастырю отводились новые земельные угодья: «поле по оврагу на Капотнину да на сенные покосы – на луг Фитиньину кулигу, что за рекою Ирмезем»ф.
Всё это – свидетельства почтенного возраста духовной обители в Сербилове: монастырский комплекс – самый древний на территории нашей области.
Территорию обнесли кирпичными стенами с башнями
Из рассказа нынешнего настоятеля сербиловского храма отца Алексия Царенкова следует, что к концу XVII – началу XVIII века в обители подвизались 26 монахов, 14 священнослужителей. Село также входило в круг монастыря. Приписанные к нему 28 крестьянских дворов содержали монастырскую братию, обеспечивая ее нужды.
Внутренние деревянные строения к тому времени значительно обветшали, и на их месте возвели каменный собор Спасо-Преображения, придел в честь Введения во храм Божьей Матери и шатровую колокольню. Это типичные образцы владимиро-суздальской архитектуры того периода. Все строения обнесли кирпичными стенами с шестью башнями.
Колокольня, сработанная неизвестными мастерами, дожила до настоящих дней, правда, памятник русского зодчества сегодня находится в весьма плачевном состоянии. Чтобы его восстановить, сокрушается отец Алексий, нужно не менее двух миллионов. В одиночку одолеть восстановительные работы такого масштаба сельскому священнику, понятно, не под силу…
По словам протоиерея, в середине XVIII столетия Спасо-Кукоцкая обитель переживала не самые лучшие времена: в служении оставались лишь три иеромонаха, столько же иеродиаконов и три рядовых чернеца. Монастырь скудел, становился малобратским, и в июне 1764 года, согласно распоряжению епархии, был упразднен как не имеющий достаточных средств к своему содержанию. Принадлежащие ему церкви обратились в приходы.
Борьбой с церковью руководил председатель колхоза
Тем не менее Спасо-Преображенский храм, невзирая на бедственность обители, имел дорогую церковную утварь, образа, написанные искусными иконописцами, которые бережно сохранялись служащими священниками. Но в XX столетии всё это духовное достояние было враз уничтожено совнаркомовскими постановлениями о беспощадной борьбе с религией.
В годы атеизма двери сербиловских приходов были наглухо заколочены для верующих. Чего только не организовывала в 1920-е годы новая власть в бывших храмовых помещениях: открывали клубы для молодежи с агитраспевками песен-плакатов, машинно-тракторные станции. Здание Спасо-Преображенской церкви на протяжении более чем двадцати лет использовалось как зернохранилище. В 1946-м сталинская политика в отношении православия несколько изменилась, и в приходе возобновились богослужения.
В хрущевскую «оттепель» атеистические бесчинства в сербиловском поселении вновь набрали обороты, и руководил всем этим председатель колхоза. Были полностью уничтожены святые врата и надкладезная часовня, частично пострадала колокольня, по кирпичикам разобрана ограда. Настоятель не стал называть имени этого разрушителя – Бог ему судья.
Богослужения прекратили, так как осыпалась штукатурка
Отец Алексий Царенков принял настоятельство в январе 1980 года – храм находился в безнадежно аварийном состоянии: своды дали трещины, штукатурка со стенной живописью осыпалась почти полностью, купола накренились. По распоряжению архиепископа Амвросия (Щурова) во избежание обрушений богослужения здесь были прекращены.
Новому настоятелю предстояло поднимать разрушенный храм и возвращать в Сербилово церковную жизнь. В течение пяти лет шли восстановительные работы, и когда уже казалось, что трудности позади, пришло новое несчастье: под покровом ночи злоумышленники вынесли почти всю церковную утварь. Не пощадили и иконостас: добычей безбожников стали наиболее ценные образа.
Нынешнее штатное расписание храма не предусматривает даже диакона, и отец Алексий со всеми тонкостями богослужения управляется один. Правда, имеется псаломщица, она приезжает на службы из Тейкова. Вот и вся команда под началом сербиловского батюшки, по словам местных жителей, человека очень доброго и открытого навстречу каждому, кто пришел помолиться в старенькую церковь. И в Сербилове, и в его окрестностях вам обязательно расскажут: стоит отцу Алексию помолиться, как жизнь обязательно изменяется к лучшему – Господь праведника слышит.
Такая молва о священнике давно перешагнула границы поселения, о чем красноречиво свидетельствует прочитанное мною в интернете письмо с обращением к ивановским православным. Вот несколько строчек из этого послания: «Я сама из Кавказских Минеральных Вод. Узнала, что у вас в области есть Гаврилово-Посадский район, село Сербилово. И в этом селе служит священник отец Алексий, и что по его молитвам болезнь отступает и становится легче». Страждущие нет-нет да и приезжают к батюшке со своими невзгодами за молитвенной помощью.
В воскресной школе дефицит детей
Храм, где настоятельствует протоиерей Алексий Царенков, являясь древнейшим памятником русского православия, из-за отсутствия достаточных средств восстанавливается очень медленно. Священник, член епархиальной комиссии по канонизации святых, член епархиального суда, более сорока лет изыскивает средства на реставрационные работы – нельзя дать погибнуть старейшим в области культурно-историческим ценностям. Помощников же в самом селе остается всё меньше и меньше. По объективным причинам продолжают редеть ряды сербиловского прихода: молодежь уезжает из бесперспективного села в областной центр и в столицу, и лишь немногие пожилые люди постоянно участвуют в богослужениях.
Вот даже на занятия воскресной школы, которую ранее посещало никак не менее сорока подростков, теперь детей привозят из Гаврилова Посада. Но батюшка всё же не падает духом и с оптимизмом приводит слова Иисуса: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». «А это значит, – уверен отец Алексий, – если мы собираемся во имя Христа, то Он посреди нас, то мы, конечно же, являемся Церковью».
Илья НАДЕЕНСКИЙ, «Ивановская газета».
Фото. Древняя колокольня в Сербилове находится в плачевном состоянии
(фото автора).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев