Благословение и проклятие Божие…. Это два полюса, мир минуса и плюса и между ними в этом напряжённом поле проходит жизнь человеческая.
В Евангелии от Луки в Нагорной проповеди Иисуса Христа после перечисления блаженств евангелист Лука добавляет то, чего нет у Матфея, а именно: там есть зеркальное отображение блаженств четырём категориям людей, на которые падает евангельское «Горе вам!»
Давайте разберём, кому предрекают горе Божественные уста.
Первое «Горе вам!» это: «богатые! ибо вы уже получили свое утешение» (Лк.6:24). Потом мы видим в притче о богаче и Лазаре, как это исполняется на деле. Если просто наслаждаться богатством, если не относиться к нему как к средству послужить и потрудиться для других людей, то неровен час человек может услыхать в загробном мире слова, которые богач услыхал от Авраама: «вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь -- злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25). Т.е нужно бояться роскоши, потому что роскошь действительно черствит сердце; богач уже более думает о себе, как бы превратить жизнь свою в каскад утешений. На Небесах ему уже ждать нечего: он для Них не жил, не для Них трудился, он уже здесь получил всё своё утешение. Как говорят на Востоке: «Богатым рай не нужен; они сделали себе рай здесь!». Вот вам и первое «Горе вам!».
Второе «Горе вам!» это: «пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк.6:25). Эти слова похожи на некие гвозди, как Филарет Дроздов, толкуя это место Писания говорит: «Те, которые Христовы, они плоть распяли со страстьми и похотьми». Как это нужно плоть распять со страстьми и похотьми? Нужно ли брать гвозди и распинать себя по образу распятия Христова? Нет…. Гвоздями является слово Божие. Вот слышишь ты: «Горе вам пресыщенные ныне! Пусть это будет гвоздём, распинающее твою плоть. Потому что здесь есть призыв к посту. Блаженны постящие и горе вам пресыщенные!» Т.е. если мы изобретаем себе еду за едой, снедь за снедью, ни в чём не желаем себе отказать, то вот тебе и горе вот тебе и гвоздь. Слышишь такое слова и сразу захочешь жить посуше, потрезвеннее.
Третье «Горе вам!» это: «смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25). Это очень серьёзные слова. Это не значит, что нужно отменить всякий смех, но помнить об этом нужно для того чтобы уздою страха сдерживать себя там, где смех выходит за пределы приличий и рискует стать греховным.
Это напрямую касается программ нашего федерального телевидения, потому что у нас телеэфир забит всякими юморинами, эти «хи-хи, ха-ха», это серьёзная квота; людям хочется этих хохотулек, потому что их подсадили на это.
Смех бывает разный. Можно со смехом прощать чужие недостатки, можно со смехом бичевать социальные язвы. Но если в смехе нет ничего святого, если он вторгается в табулированные темы; если он зло высмеивает человека, принося ему душевную боль, если смех бесконечен – то это конечно зло. Потому что ад хохочет, пока не заплачет. Явление бесов часто сопровождается хохотом. Так и детки маленькие заливисто смеются, балуются, хохочут, пока не заплачут. Где сильно смеются, там скоро будут плакать.
Ну и последнее, четвёртое «Горе вам!» это: «когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк.6:26). Нам всем хочется, чтобы все говорили о нас хорошо… Кто же хочет, чтобы его презирали, обзывали, сопровождали хохотом, показывали пальцем или носили в зубах, как притчу во языцех, как предмет порицания и насмешек?
Но стремиться к этому не надо….. Ищите только одного: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все (остальное) приложится вам» (Матф.6:33). Но как только мы поставим себе за главную цель достижения Царствия Божия и правды Его, тут же мы превратимся в объект или насмешек, или критики, или порицания, ибо если «Вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам и похотям; почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас» (1Петр. 4:3,4).
Чтобы вас любили нужно полюбить ложь. Если ты начинаешь любить правду больше чем ложь, то превращаешься в мишень. И тогда тебе горе с одной стороны – болит твоё сердце…. Но это хорошо, потому что так и должно быть. «Если злословят вас за имя Христово, то ВЫ БЛАЖЕННЫ, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1Петр. 4:14).
А вот настоящее горе будет тогда, когда ты будешь под всех подстраиваться, всем угождать. Бедный политик любой… Баллотируясь на должность, он вынужден льстить всем, чтобы его полюбило как можно большее количество людей; он вынужден угождать всем и это печально, тяжёлая ноша для человека.
Всем понравится антихрист. С точки зрения демократии это будет торжество единомыслия. Только какие-то жалкие один-два процента скажут, что это враг Христа; остальным же он понравится, всем угодит…. Любитель правды не может нравиться всем. Любитель Бога не может нравиться всем. Он неизбежно вызывает на себя шквал критики, огонь недоверия, подозрения, шёпот за спиной.
Протоиерей Андрей Ткачев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев