Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Приставка к слову «пре-», обозначает «очень», усиление значения слова (прети́хий – очень тихий; преми́рный - выше мира, небесный; превре́менный - предвечный, существовавший до начала времени; превозвы́шение - высокоумие; гордость; прему́дрость - высшее знание; мудрость).
Прелесть означает самообман, самообольщение. В Библии церковно-славянское слово «прельстити» значит «обманывать», «обольщать» (Быт.3:13). "Прельститися" – это значит впасть в заблуждение, обмануться, свернуть с прямого пути (Вт.4:19).
В святоотеческой аскетике прелесть – одно из важнейших понятий. Словами «впасть в прелесть» определяется внутреннее состояние человека, которого обманули (прельстили) бесы. Делается это скрыто через внушение ложной мысли под личиной добра и истины.
Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности (сновидения, видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в молитве, к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.
Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа). Крайней степенью прелестного мнения является ересь.
От различных видов прелести предостерегает нас Спаситель: "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас" (Мк.13:5). Св. апостол Павел увещевает коринфян: "боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе" (2Кор.11:3).
Большинство людей хронически живет в грехе без покаяния, поэтому состояние их может быть названо состоянием прелести.
«Чтоб тебе было это яснее увидеть и понять, представлю тебе пять нравственных состояний людей и опишу соответственные им козни, обходы и прельщения вражеские. Состояния сии суть следующие: одни пребывают в рабстве греху, и помышления не имея об освобождении от него; другие, хотя помышляют об этом освобождении и желают его, но ничего не предпринимают, чтобы достигнуть его; есть и такие, которые по освобождении от уз греха и стяжания добродетелей попадают опять в грех с большим растлением нравственным. Из этих последних одни в самопрельщении думают, что, несмотря на то, все еще идут к совершенству, другие в беспечности оставляют путь добродетели; иные саму добродетель, какую имеют, превращают в повод и причину зла для себя. На каждого из таковых враг действует, соображаясь с его настроением (Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Глава 29).
Состояние это очень опасное. Обычно человек избавляется от него путем скорбей. Противоядием является смирение.
Противоположное прелести правильное духовное устроение называется трезвением.
Иеромонах Иов (Гумеров)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев