Я не понимаю, о чем мне с ними разговаривать"
Владимир Молчанов о друзьях-евреях и любимой жене (фрагмент интервью 2006 года)
— Я узнал, что есть евреи, довольно поздно, потому что среди них жил и вырос. Кто был вокруг меня? Ну, композиторы, музыканты – это в основном евреи. И первая моя влюбленность – Женя Фрадкина, дочь композитора, которой я написал записку с ошибками – объяснение в любви. Я не понимал, что она еврейка, а я русский. И Володя Фельцман, сын Оскара Фельцмана, выдающийся пианист, – с ним дружили с самого детства – я никогда не думал, что мы разные. Павлик Коган и его сестра Нина – дети гениального скрипача Леонида Когана, с которым мой папа дружил, – это все еврейские дети, что меня тогда совершенно не занимало. В нашей деревне, Старой Рузе, летом собирались грузинские, армянские, азербайджанские композиторы. И все дети были смешаны в одной компании.
Девочка, в которую я влюбился в Риге, – Марика, вот она впервые рассказала про евреев и показала место, где их расстреливали. Трагическую историю с Михоэлсом родители рассказали, когда я уже что-то соображал. И она на меня страшное впечатление произвела, может быть, потому, что я дружил с внучкой Михоэлса. Мы жили в одном подъезде...
Когда я стал узнавать про антисемитизм через проблемы, с которыми сталкивались мои друзья и многие друзья родителей, – меня это доставало, бесило.
В Израиле мы с женой были не раз, и подолгу. Она брала и дочку, чтобы провезти по всем тамошним местам, – русский обязан побывать в Израиле. Когда я выступал перед публикой, в каждом зале встречал знакомых. Один раз жена встретила человека, с которым в детстве жила в коммуналке в центре Москвы.
— У вас и в Израиле друзья?
— А ты мне назови кого-то, кто учился в медицинском, на филфаке, в консерватории, у кого там нет друзей. Да и не только там. Мой ближайший друг – Сергей Бокариус. Мы знакомы с семнадцати лет, он ленинградец, но приезжал в Москву, ухаживал за одной девчонкой с нашего курса. Я о нем сделал документальный фильм «У меня еще есть адреса». Фильм в виде письма – Сергей эмигрировал в Америку. Он окончил Военно-медицинскую Академию. Отправили его на подлодки в Североморск. И тут стали ему припоминать национальность мамы – называлось это тогда «борьба с сионизмом». А ведь все питерские врачи учились либо у его деда, либо у отца. Он внук одного из основателей русской судебно-медицинской экспертизы, профессора Бокариуса.
В Ленинграде антисемитизм был сильнее, чем в Москве. Пожалуй, я столкнулся в первый раз с антисемитизмом именно там, на премьере оперы моего отца «Ромео, Джульетта и тьма» по знаменитой повести Яна Отченашека. Мне было лет тринадцать. Сюжет оперы простой: оккупация Праги, еврейка Эстер встречает чеха Павла, вспыхивает любовь, он ее прячет у себя. Но на него настучали, и она, чтобы его спасти, ночью тихо уходит в гетто, на гибель. Он просыпается – ее нет. Мы поехали на первый спектакль. Очередь стояла километра на полтора – впервые что-то на запретную тему, про евреев, в питерском театре. Премьера – дикий успех. На второй спектакль пришел секретарь обкома Василий Толстиков со своей камарильей. Он пришел после спектакля на сцену, всех поздравил, но сказал, что… еврейку надо заменить на партизанку. На этом оперу закрыли.
Словом, стал я понимать, что это такое, начал много читать на эту тему. А поскольку учил в университете голландский язык, с четвертого курса ездил в Голландию на переводы. Голландия тогда представляла Израиль в Москве, эмиграция происходила через их посольство. И я читал материалы с этим связанные, узнавал о еврейских проблемах.
— Ты не раз говорил, что жена гораздо умнее тебя. Это что же, кокетство?
— Какое кокетство?! Она действительно умнее и образованнее меня во многом, хотя я читаю больше, чем она, – читаю быстро. Но ведь образованность – это не количество прочитанных книг... Я только музыку лучше знаю.
Мы с Чатой (Чата – домашнее прозвище жены Молчанова Консуэло Сегуры) вместе учились на филфаке, она на испанском отделении, я – на голландском.
— Почему такой выбор – голландский язык?
— Да потому, что выгоняли с факультета! Ты что ж думаешь, я мечтал о голландском языке? Поступил-то на испанское отделение, но играл в теннис, был чемпионом СССР среди юношей, ездил на соревнования. Недавно показал внуку медаль, которую тогда завоевал. Маленькая, но золотая… Ну вот, я ездил, а все учили испанский. Они уже вовсю говорят, а я в теннис играю. И мне сказали: ты или уходи вообще, или снова на первый курс, там голландская группа открывается.
— Значит, Консуэло раньше тебя закончила?
— Нет, она на тот же курс из Гаваны перевелась. Она ведь жила с родителями на Кубе и училась в университете. Ее отец, Хосе, заставил ее уйти оттуда, просто выгнал: там не столько учились, сколько революционные песни пели и сахарный тростник резали.
— Есть какая-то легенда, что Консуэло выиграла тебя на спор. За бутылку коньяка.
— Ну, какой там коньяк у студентов. Портвейн, иногда водка. Так что я уж не знаю, что она там выиграла, какую бутылку. Она призналась мне в этом через несколько лет. Оказалось, она меня еще до колхоза заметила. На нашем филологическом факультете всегда было больше девушек... А у нас после той морковки пять или шесть пар поженилось. И только мы… нет, еще одна пара живет до сих пор, остальные расстались. Я через неделю после нашего знакомства поехал в Москву, на свой день рождения, мне исполнялось 18 лет. Показал отцу ее фотографию из студенческого билета и сказал: «Вот на ней я хочу жениться». На следующий день вернулся в колхоз, и мы с сокурсниками решили посмотреть дом Паустовского в Тарусе. Плыли на моторной лодке с абсолютно пьяным лодочником. Где-то на середине Оки лодка начала протекать, и в тот критический момент я предложил выйти за меня замуж.
— А что она?
— Не отказалась, как видишь... Страшно сказать, сколько лет мы женаты.
— Вы все время работаете вместе?
— Нет, только когда делаем документальное кино. Она всегда чувствует любую фальшь или ложь. Это очень важно. Причем, когда работаем, ругаемся страшно! Всю жизнь ругались.
P.S. Бонусом ещё несколько цитат:
О написании интервью с Екатериной Фурцевой (интервью 2012) : «Я работал в Агентстве печати, и два раза мне пришлось этим заниматься. Мы встречались с ней в кабинете директора Большого театра, которым тогда был мой отец композитор Кирилл Молчанов. Я приходил после работы к папе в театр, а в это время подъезжала Екатерина Алексеевна, и они с папой пили коньяк. Я с уважением к ней относился, но долгое время не мог понять, как кухарка стала министром. Впрочем, как сейчас бухгалтер становится министром здравоохранения, для меня тоже остается тайной».
О своей работе (интервью 2016 год): «Сейчас я преподаю 120 студентам в московском институте телевидения и радиовещания "Останкино". Из них 110 — девочки. Хорошенькие. Но они почти ничего не читали и очень мало знают. Когда Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе, из 120 моих студентов лишь две девочки знали эту фамилию — они приехали учиться из Минска. Остальные 118 человек ничего не читали. Я не понимаю, о чем мне с ними разговаривать».
На фото: Владимир с женой Консуэло.
Опубликовала Людмила Мошаев.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 19
Спасибо за статью, Полина!
Бегая, прыгая, играя в теннис или футбол.... за ВУЗовскую команду в итоге можем получить нулевого специалиста. С армией тоже самое.
В юные годы активно занимался теннисом, был чемпионом СССР среди юношей в парном разряде, в составе юношеской сборной Москвы побеждал на Спартакиаде.
В 1967 году поступил в МГУ, на филологический факультет, где изучал нидерландский язык. В 1973 году защитил диплом по теме «Проблемы декаданса в романах Луи Купейруса». Тогда же вступил в КПСС.
С 1973 по 1986 год работал в АПН, в западноевропейской редакции. Был редактором, собственным корреспондентом в Нидерландах. При визитах в Нидерланды официальных советских делегаций был переводчиком-синхронистом, участвуя в телевизионных дискуссиях. Занимался журналистскими расследованиями нацистских преступлений, в начале 1980-х годов выпущена книга «Возмездие долж...ЕщёВладимир Молчанов родился 7 октября 1950 года в Москве. Отец — композитор Кирилл Молчанов (1922—1982), мать — актриса Марина Пастухова-Дмитриева (1917—2001), крёстная — Ольга Леонардовна Книппер-Чехова (1868—1959). Единоутробная сестра — спортивный комментатор Анна Дмитриева (1940—2024).
В юные годы активно занимался теннисом, был чемпионом СССР среди юношей в парном разряде, в составе юношеской сборной Москвы побеждал на Спартакиаде.
В 1967 году поступил в МГУ, на филологический факультет, где изучал нидерландский язык. В 1973 году защитил диплом по теме «Проблемы декаданса в романах Луи Купейруса». Тогда же вступил в КПСС.
С 1973 по 1986 год работал в АПН, в западноевропейской редакции. Был редактором, собственным корреспондентом в Нидерландах. При визитах в Нидерланды официальных советских делегаций был переводчиком-синхронистом, участвуя в телевизионных дискуссиях. Занимался журналистскими расследованиями нацистских преступлений, в начале 1980-х годов выпущена книга «Возмездие должно свершиться». За эту книгу он был удостоен литературной премии Максима Горького, как лучший молодой автор. В советское время зарплата Молчанова с учётом гонораров составляла 700 рублей, что приравнивалось к зарплате министра.
Молчанова не брали работать на ЦТ из-за родственных связей: Анна Дмитриева уже работала на ТВ спортивным комментатором. Поездку в Голландию признал переломным этапом своей жизни.
Безусловно, если бы я не попал в Голландию в 21 год, так бы, наверное, и остался идиотом советским <...> Моим главным учителем журналистики стал нидерландский публицист Вильем Олтменс у него я учился вести себя в кадре.
В 1986 году в составе советской делегации отправился в США для участия в дискуссионном клубе журналистов Востока и Запада. СССР представляли Леонид Кравченко (первый заместитель председателя Гостелерадио), Владимир Ломейко (заведующий отделом печати МИДа), Александр Бовин (политический обозреватель, редактор, телеведущий). Делегацию встречала толпа американских журналистов, что очень польстило участникам. Но оказалось, что накануне произошла авария на Чернобыльской АЭС, и прессу интересовали подробности. Но советские журналисты тогда ничего ещё сами не знали — для них это стало новостью.
С января 1987 по февраль 2014 года — на телевидении. На работу был приглашён Леонидом Кравченко. Был оформлен в штат в конце декабря 1986 года. В книге «Влад Листьев. Пристрастный реквием» утверждается, что Кравченко рассматривал кандидатуру Молчанова как ведущего программы «Взгляд».
3 января 1987 года начал работать комментатором международного отдела в редакции программы «Время». В 1989 году был назначен политическим обозревателем Гостелерадио СССР. Вскоре после этого ему предложили сделать новую утреннюю программу. Шли репетиции с ведущей Майей Сидоровой, но представители ЦК партии после просмотра тракта отказали в выходе программы в эфир. Тогда коллеги предложили творческому коллективу идею создания ночной программы. В итоге на базе редакции программы «Время» образовалась новая команда, которая в ночь с 7 на 8 марта 1987 года выпустила в эфир программу под названием «Вы где-то с ними уже встречались», впоследствии известную как «До и после полуночи».
В 1987—1991 годах приобрёл наибольшую популярность: работал одновременно на трёх телевизионных проектах разного формата («Время», «До и после полуночи», утренняя программа «90 минут»/«120 минут»). В то время главную информационную телепрограмму страны вели профессиональные дикторы. Молчанов стал одним из первых журналистов, нарушивших это правило (поначалу выходил в эфир в паре с диктором). Из интервью:
С нас началось исчезновение дикторов из эфира, программы стали вести журналисты. У дикторов хороший язык, они грамотнее, а в эфир начали приходить люди неподготовленные. <...> Кто-то был с севера, кто-то с юга, и, естественно, у всех разные говоры. Тем не менее, это был нормальный русский язык. Но новости, которые мы делали, во многом стали личностными.
Был автором документального фильма «Забой» (1991, 2012 — ремейк на телеканале «Интер»), в котором рассказывалось о взрыве на луганской шахте, в результате которого погибли около семидесяти человек. Выход этого фильма в эфир ознаменовал уход Молчанова с советского телевидения:
В ночь с 28 на 29 мая 1991 года я вышел перед началом фильма «Забой» в прямом эфире и сказал: «Мы прощаемся с вами. И то, что мы сейчас вам покажем, это некролог по той системе, в которой мы выросли, которая нас воспитала». Фильм закончился где-то в час...ЕщёВ связи с вильнюсскими событиями 13 января 1991 года по собственной инициативе перестал вести программу «Время» и вышел из компартии вместе со своим выпускающим редактором. Изначально Молчанов собирался вести эфир, начав выпуск с темы Вильнюса, но поступил звонок от руководства с директивой убрать материал из программы. В итоге Молчанов подписал письменный отказ от ведения программы «Время». Однако ближайший эфир «До и после полуночи» был посвящён событиям в Литве.
Был автором документального фильма «Забой» (1991, 2012 — ремейк на телеканале «Интер»), в котором рассказывалось о взрыве на луганской шахте, в результате которого погибли около семидесяти человек. Выход этого фильма в эфир ознаменовал уход Молчанова с советского телевидения:
В ночь с 28 на 29 мая 1991 года я вышел перед началом фильма «Забой» в прямом эфире и сказал: «Мы прощаемся с вами. И то, что мы сейчас вам покажем, это некролог по той системе, в которой мы выросли, которая нас воспитала». Фильм закончился где-то в час ночи, в половине второго ночи взорвалась одна из шахт, где мы снимали. Погибли более 70 человек, то есть это стало полным подтверждением того ужаса, который мы показали <...> Наутро я ушёл с телевидения.
После президентских выборов 1996 года Молчанов (к тому моменту — ведущий программы «До и после» на ОРТ) принял решение уйти из политической журналистики, и уже на телеканале REN-TV до конца 1999 года делал передачи исключительно на тему культуры. Среди них — «Помню… Люблю…».
С 1999 по 2007 год работал в проектах государственного холдинга ВГТРК и его канала РТР (затем «Россия»). В 1999—2000 годах был художественным руководителем информационного тележурнала «Панорама». Впоследствии последовательно вёл на этом канале телепередачу «И дольше века» (2000—2002) и дневное ток-шоу «Частная жизнь» (2003—2007, совместно с Ликой Кремер). Кроме этого, в ночь с 26 на 27 марта 2000 года являлся одним из ведущих от РТР телемарафона по итогам подсчёта голосов на президентских выборах, а 9 мая 2002 года вёл в прямом эфире того же канала праздничный концерт на Красной площади.
Является автором около двадцати документальных фильмов. В 2006 году...ЕщёВ августе 1991 года, во время путча, Молчанов вернулся на ТВ.
После президентских выборов 1996 года Молчанов (к тому моменту — ведущий программы «До и после» на ОРТ) принял решение уйти из политической журналистики, и уже на телеканале REN-TV до конца 1999 года делал передачи исключительно на тему культуры. Среди них — «Помню… Люблю…».
С 1999 по 2007 год работал в проектах государственного холдинга ВГТРК и его канала РТР (затем «Россия»). В 1999—2000 годах был художественным руководителем информационного тележурнала «Панорама». Впоследствии последовательно вёл на этом канале телепередачу «И дольше века» (2000—2002) и дневное ток-шоу «Частная жизнь» (2003—2007, совместно с Ликой Кремер). Кроме этого, в ночь с 26 на 27 марта 2000 года являлся одним из ведущих от РТР телемарафона по итогам подсчёта голосов на президентских выборах, а 9 мая 2002 года вёл в прямом эфире того же канала праздничный концерт на Красной площади.
Является автором около двадцати документальных фильмов. В 2006 году на телеканале «Россия» был показан фильм «Мелодия рижского гетто», за который Молчанов был удостоен звания от еврейских общин «Человек года-2006». 7 ноября 2007 года на канале «РЕН ТВ» вышел фильм «Испанское рондо. 70 лет спустя», посвящённый испанским семьям, бежавшим от фашизма в СССР вместе со своими детьми, а также современной ситуации, когда в Испании находится более семи тысяч сирот из России.
С 21 ноября 2005 по 28 июня 2020 года на «Радио Орфей» вёл передачу «Рандеву с дилетантом». Программа выходила днём по воскресеньям.
На телеканале «Ностальгия» вёл еженедельное ток-шоу «До и после с Владимиром Молчановым» (с 2009 по 2012), с сентября 2007 по июль 2013 года вёл телепрограмму «Полуночники» (с августа 2012 года — «По душам») на телеканале «Мир».
В 2012 и 2014 годах вёл на канале «Спорт плюс» спутникового оператора «НТВ-Плюс» передачи «Английский завтрак» (совместно с Георгием Черданцевым и Василием Соловьёвым, прямые эфиры из Лондона во время Олимпиады) и «Олимпийский канал» из Сочи (совместно с Иоландой Чен).
В качестве актёра снимался в двух картинах: в фильме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы» (1998) в небольшой роли советского журналиста, сыграв самого себя, и в эпизодической роли в серии «21.00» сериала «Чёрная комната» (2000).
С 2014 года ведёт мастерскую на факультете журналистики Московского института телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).
Общественная позиция
Горбачёв сделал величайшую вещь — он подарил нам свободу слова, он подарил нам свободу передвижения, он разрешил нам читать книги, то есть — делать всё то, что делают нормальные цивилизованные люди и всё то, что было нам запрещено абсолютно. Он разрушил этот концлагерь под названием «Советский Союз». Конечно, это было болезненно, но тем не менее — слава Богу.
Считает, что сталинизм равен нацизму: «Со временем я понял, что между фашизмом, нацизмом и сталинизмом стоит абсолютный знак равенства. И никто, ни один президент меня в обратном не убедит. Сталинизм даже страшнее хотя бы потому что ни один властитель не истребил столько своего народа, сколько это сделал Сталин…»
Супруга — режиссёр, россиянка испанского происхождения Консуэло Сегура (1949—2022).
Дочь — Анна (род. 1981).
Внук — Дмитрий (род. 2004), работает на спортивном телеканале «Старт»
Хочу Роман-газету, хочу Литературку и Весёлые картинки...
Хочу свмиздат на кухне, в руках у мамы (она читала первой всё, мы за ней), и папу с Высоцким на бабинах и брата с Кукиным. И себя хочу, ту, бегущую в КСК Геолог, мы там ставили спектакль "А завтра была война". Но у меня дефЭкты речи, роль мне не дали, но я знала слова всех наизусть и заменяла любого, кто не смог прийти. Или в кружок рисования в Дом Пионеров....
У нас и сейчас 2 почтовых ящика, в память о тех временах, когда выписывали столько, что не входило в один.
Всё практически было им прочитано, очень много читал. А ещё ЗДОРОВЬЕ...
Соседи смеялись, что Сергиенко на макулатуру всю зарплату потратил...
Зачитывалась.