По Великому Шелковому пути через Астрахань шли торговые караваны в северо-западные города. Селения располагались по дорожной линии, связывая юг России со странами Востока и Кавказом. Заморские путешественники, русские купцы и тибетские монахи во время своих странствий часто останавливались на правом берегу озера Чичин-Цаган.
В конце 19 – начале 20 века здесь остановились на зимовку несколько калмыцких кибиток. С приходом весны они собирались откочевать в другие места. Среди этих людей была очень мудрая и властная женщина, обладающая даром предвидения и целительства. Своим детям она не советовала покидать берег ильменя Чичин.Никто не посмел пойти против материнской воли.Так образовался поселок Сян-Экен (Сяяни Экен, - калм. Сәәни Экн), то есть Истоки Прекрасного или Доброе Начало.
На соседних Бэровских буграх - барунах - по правобережьям поселились выходцы из других родов.Недалеко от Сяяни Экена разместилось 5 хотонов: Шикерта, Кегльта, Хара-Усун, Дегид, Богорда. Каждый состоял примерно из 40 дворов. Жили в кибитках, к зиме строили жилища из камыша, рыли землянки. Занимались скотоводством. К началу 20 века общее число жителей этих поселений достигло 640 человек.
В годы Советской власти скотоводы-кочевники переходили к оседлому образу жизни. В 1918 году согласно административной справке на месте нашего поселка образован Баруновский аймачный Совет Яндыко-Мочажного улуса Калмыцкой степи.В ноябре 1920 года он вошел в состав Калмыцкой Автономной Области. Старожилы села говорили, что Х.Б. Кануков предлагал назвать наш поселок Ревдолган - революционные волны. Но в официальных документах сведений об этом нет.
В 1924 году на территории Сяяни Экена был организован Баруновский сельский Совет. Были открыты начальная школа, медпункт и детский сад. Других социально-культурных учреждений не было, всю санитарно-просветительную, разъяснительную, агитационную и воспитательную работу с населением проводила «Красная кибитка». В Барун потянулись семьи из соседних селений. Жители Пяти Сорока Барунов (по калмыцкой этимологии) стали объединяться, переезжать на центральную усадьбу. По соседству от Баруна располагались хутора и поселки: Ницан, Садовый, Дегид, Хара-Усун, Шикерта, Дрофины, Джурак, Бешкуль - Пять озер, Линейное и Басы. Издавна эти селения объединяли дружеские и даже родственные связи. Вместе переживали трудности, налаживали работу, благоустраивали жизнь, растили детей. Территория между буграми была заполнена водой. В ильменях и протоках водилось много рыбы. По берегам раскинулись заросли тростника и рогоз, серебристый лох, тамарикса. Степи благоухали разнотравьем. Земля богата песком и строительными глинами. В озерах выступала соль – след Каспийского моря, миллионы лет назад игравшего здесь своими волнами – бурунами. Можно было ловить рыбу, охотиться, разводить скот, добывать соль, вести торговлю, строит жилье, - все, что необходимо человеку для счастливой жизни. Желающий добра своим детям, бережет мир и ищет дружбы с соседями. В молодой Советской стране шла коллективизация. Люди объединили усилия, обобщили стада и отары. В 1929 году на территории данного Совета было организовано коллективное животноводческое хозяйство – колхоз имени Канукова. Первым председателем колхоза стал Босхомджиев Джург. Позже он был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. Зам. председателя по животноводству работал Очир-Горяев Акин. Во время войны он погиб при освобождении Украины от фашистских захватчиков. Партийную организацию возглавлял Манджиев Цаган Кевн. В 1942 году он умер от ранений, полученных под Хулхутой и похоронен в братском саду г. Астрахани. Председателем сельсовета был избран Дорджи-Горяев Бадма-Халга Бадма-Горяевич. С этой должности он ушел в 1941 году добровольцем на фронт. После войны он много лет был внештатным корреспондентом нашей районной газеты. Секретарем сельсовета работал Убушаев Манджа.
Колхоз Канукова относился к Долбанскому - ныне Лиманскому району Калмыцкой АССР. Люди занимались животноводством, рыболовством, выращивали хлопок и зерновые культуры. Отары овец, табуны лошадей, крупный рогатый скот приносили хорошую прибыль. В конце 30-х, начале 40-х годов колхоз им. Канукова стал одним из самых крепких хозяйств в районе и ему присвоили звание - миллионер. Хлопком засевали около 470 гектаров. Выращивали тыквы, арбузы, дыни, картофель, подсолнухи, горчицу, гречиху. К селу по реке подходили баржи из Астрахани, привозили муку, промтовары и загружались колхозной продукцией. В город по делам и за покупками ездили на быках, верблюдах и лошадях. Стали появляться трактора, машины – «полуторки».
Кравченко Петр - брат В.М. Соболевой одним из первых в п.Барун выучился на шофера. Его отец Кравченко Марк Николаевич посадил фруктовые деревья на берегу реки Чичин доказав, что и в степи можно выращивать фрукты. Печи топили камышом, кизяком. Любили петь, танцевать, организовывали праздничные концерты. Под Новый год приносили ветку дерева и украшали ее самодельными игрушками. Подарками для детей были ржаные лепешки и тыквенные семечки. Тянулись к знаниям. Берегли книги, - читали их по очереди, по ночам - при свете керосиновых ламп. В селе были медпункт, почтовое отделение, ветеринарная аптека, детский сад, начальная школа, в которой было 4 калмыцких и 1 русский класс. Обучение проводилось на русском и калмыцком языках. Русский язык и литературу преподавали со 2-го класса. Старожилы поселка называют имена учителей той поры: Пюрвя Лиджиевич, Натр-Убуш Нусхаевич, Баян Сангаджиевна, Анна Ивановна, Полина Ивановна... В памяти сохранились имена людей, оставивших заметный след в развитии хозяйства. Это бригадир тракторной бригады Дорджиев Носта, члены комсомольско-молодежной бахчеводческой бригады Церенов Очир-Горя Горяевич, Церенова Б., моторист Бадушев Д. Тогда им было всего по 16-17 лет. Среди руководителей колхоза были Церенов Бадма, Манухаев Убуш, Очир-Горяев Акин и другие товарищи.
Для более удобного сообщения с Астраханью и улусным центром, который располагался в поселке Приволжье, начали строительство дороги Трусово – Кануково. По воспоминаниям старшего поколения жили дружно и весело. После трудового дня занимались художественной самодеятельностью. В конце 1940 года из Приволжья по воде и на быках доставили бревна в Барун. Из этих бревен сложили сельский клуб. Радовались, играли на домбрах, танцевали. Под гармонь Романа Васильевича Покасова пело хором все село – встречали новый 1941 год…
Елена Будникова – По материалам сельской библиотеки п.Буруны
Комментарии 9