Прежнее наименование «Петропавловско-Миасский завод» почти забылось, как и тот исторический факт, что в центре Миасса еще в начале ХХ века высился во имя святых апостолов Петра и Павла величественный Петропавловский храм.
Многие лета в Петров день на главной площади было полно народа, шла праздничная служба, проводились торжества и народные гуляния. Этот день считался главным городским праздником.
Но с годами исчезло и слово «Петропавловский», определяющее принадлежность города к дате его крещения. Город стали именовать кратко - МIЯСЪ. Позднее он стал Миассом.
Первая половина нового века принесла Миассу, как и всей России, серьезные потрясения и испытания.
В тридцатых годах воинствующие атеисты напрочь отреклись от небесных покровителей и до основания разрушили храм, а на его месте поставили памятник В.И. Ленину.
Надо сделать акцент, что после революции центральная площадь по – прежнему оставалась главной. Воспитанники детских домов устраивали здесь спортивные мероприятия, в мае и ноябре проходили колонны демонстрантов.
В июне 1941 года у памятника В.И. Ленина состоялся митинг в связи с нападением фашисткой Германии на Советский Союз. А в мае 1945 миасцы ликовали тут же, на площади, празднуя Победу.
Так уж исторически-географически сложилось, что чуть не два века центр городской власти находился в исторической части Миасса. И сегодня, чем дальше нас отделяет время от тех лет, все больше и больше возрастает интерес к прошлому.
Каков же он был, наш город-завод, в то, дореволюционное время? Есть архивные рукописные материалы. Они дают неполные представления о жизни, труде и быте миасцев.
Фотоснимки тех лет дополняют текст, донося до нас такие важные по тем временам события, как крестный ход, проводы казаков на войну, сбор средств искалеченным воинам в Русско-японском сражении, а также архитектурные очертания домов и городских улиц.
Лучшим в городе считалось двухэтажное с колоннами здание заводоуправления. Самым богатым был особняк золотопромышленника Егора Симонова. Украшали центр Миасса торговые дома Стахеева, Смирнова, Лесина, братьев Николаевых, а самый изысканный в убранстве был дом Бакакина-Кузнецова.
Любопытны постройками районы, которые по старинке еще называют «Кошелевка», «Пензия», улицы близ Шадринского моста. И, конечно же, центр с его богатыми особняками, бывшими торговыми домами купцов. Все они сработаны крепко, красиво и на долгие годы, на века.
Почти каждый бревенчатый дом, будь то особняк или флигель, был украшен деревянной резьбой. Кузнецы оставили свои творения в кованых оградах Симоновского сада, в балконных плетениях, в массивных дверях подвальных хранилищ.
…Старый город. Таким мы видим его с Чашковских гор. В таком мы живем и трудимся, ходим по еще сохранившемуся каменному тротуару. Живем и порой не замечаем, как красив и своеобразен был в прошлом наш город-завод.
Но, увы, лицо старой части уже давно в глубоких морщинах.
В ХХ веке исчезли дом купца Маклакова, особняк знаменитого кондитера Факеротда, здания прогимназии Романовских и волостного управления, до неузнаваемости изменились фасады многих домов.
По сей день сгорают, рушатся исторические здания.
От недосмотра и попустительства город теряет их, а мы утрачиваем что-то очень важное, значимое для нас с вами не только в материальном выражении, но в большей степени в духовном. Лишаемся навсегда.
Однако не все еще так безвозвратно утеряно. Начало преобразованиям положила предприниматель Елена Семенова.
В годы перестройки на центральной улице старинный особняк купца Смирнова, не так давно он же заводской клуб МНЗ, превратился развалины, которые были проданы с аукциона. Сегодня дом купца Смирнова восстановлен и является архитектурной ценностью старой части.
За возвращение исконного облика другого исторического здания, в котором, когда –то размещалось заводоуправление сначала лугининского медеплавильного, затем напилочного завода взялся бизнесмен Михаил Попов.
Теперь здесь работает культурно-развлекательный центр «Михайловский».
Помочь старому городу нелегко, но можно, если будем ценить былое. Ценить его историю, архитектуру, труд живших до нас горожан, если научим детей любить и уважать малую родину большинства миасцев.
Однако по сей день исторический старгород неперспективен. Ощутимо проходит граница меж частями нашего своеобразно разделенного города.
У центральной и северной есть так называемые: -"День машгородка" - первое воскресенье июля, "День автозавода" - 8 июля.
Сегодня пришло время обратиться в городское Собрание депутатов с предложением определить дату «Дня старой части» и законодательно утвердить ее.
Что это даст? Первое - восстановится историческая справедливость к прошлому Миасса.
Второе - южная часть обретет свой статус с повышенным вниманием к архитектурным достопримечательностям.
И третье - появится возможность отмечать День южной части Миасса, что немаловажно для старогородцев.
Но главный вопрос все же в статусе, так как уже разрабатываются туристические маршруты по старинным улочкам.
На рассмотрение предлагается две даты:
22 августа. В этот день в 1777 г. завершено строительство лугининского завода и в государственную Берг-коллегию было доложено: «…на речке Миясе медеплавиленный завод строением в окончание своем произведен». С этого дня началось производство меди. Дата отражает как бы материальную составляющую.
Другая - 12 июля. Храм города, разрушенный противоречиями советской эпохи, назывался Петропавловским, а город «Петропавловско-Миасский завод». Эта дата содержит некую духовную точку притяжения, которая исчезла из реального бытия, но осталась в исторической памяти людей. А её духовное существование обеспечивает куда как более долговечную сохранность, нежели иные официальные даты и постановления.
Однако, сегодня трудно для всех частей города противопоставить что-то в качестве общего Дня равновесное историческому указу Берг-коллегии от 18 ноября 1773 года, подписанному Екатериной II. Но если отмечать единый для всего Миасса день -18 ноября, то в высшей степени будет справедливо упразднить Дни автозавода и машгородка.
Через два года нашему Миассу будет 250 лет.
Есть еще время все обдумать.
Хочется верить, что, взгляд городского Собрания все же обратится к историческому началу Миасса и День старого города будет определен и узаконен как праздничный.
А нам, старогородцам, остаётся убедить современников в ценности исторической правды и справедливости, к которым обязывает нас память перед нашими предками и ответственность перед потомками тоже.
Ваше мнение, миасцы?
Автор: В. Суродин.
Источник: В. Суродин.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев