Недавно мой знакомый пригласил меня съездить с ним в сёла Усть-Теленгуй и ВерхнийТеленгуй. Я, конечно, с удовольствием согласился на приглашение побывать в гостях у соседей. Все мои друзья и знакомые знают мой интерес к истории своих родных мест, ну и пропустить такую возможность я естественно не смог. В Усть-Теленгуе у меня, по моей прошлой работе в Чиронском Доме культуры, сохранились знакомства. Сразу же мы заехали к директору ДК Галине Анатольевне Ушаковой, пообщались немного, а затем отправились в гости, также к моему хорошему знакомому Ивану Сергеевичу Пантелееву. Иван Сергеевич встретил нас радушно, много интересного поведал из истории своего родного села, показал оставшийся фундамент Усть-Теленгуйской церкви, также показал полусохранившуюся усадьбу Бородина, который был богат и по архивным записям, которые я видел лично в Читинском Госархиве, владел вино водочными складами в посёлке. Да, территория под усадьбой впечатляет своими размерами. Дом и амбар стоят крепко, сделаны из круглого бревна, толщиной сантиметров 30 а возможно и больше. Дом стоит ровно, простояв почти полтора века, ни одна из стен не просела в болотистую землю, на которой он построен, ни одно бревно не повело в сторону. Мы прошлись по пустому дому, пол полностью шатается, так как без ухода и скопления воды в подполе, лага прогнила, поэтому дальнейшая судьба дома предрешена – он разрушится.
Немного о самом селе. Посёлок Усть-Теленгуйский основан казаками в нач. XVIII в. как пограничный караул от набегов хунхузов, китайцев-бандитов на Нерчинские земли.
С 1851 Усть-Теленгуй вошёл в состав пешего войска ЗКВ, с 1851 по 1872 г посёлок входил в состав Новотроицкой станицы, в 1872–1918 центр Усть-Теленгуйской станицы 3-го военного отдела. Забайкальского казачьего войска. В период Гражданской войны казаки станицы вошли в 11-й казачий полк белых, но не все поддерживали царский режим, так жителя посёлка Бородина Сергея Федосеевича поймали каратели из отряда полковника Никольского, дислоцировавшегося в нашем селе Чирон. Бородина привезли в застенки, которые находились в доме волостного правления в Чироне , избили, пытали, а затем облили волосы керосином и подожгли. Так он и метался по улице с горящим факелом на голове, пока не умер от боли. В 1920 примерно году на Усть-Теленгуй направился отряд красногвардейцев под руководством Каратаева. (Я́ков Никола́евич Коротаев или Карата́ев (род. 1892, станица Онон-Борзинская, Забайкальская область — ум. 1937, СССР). Отряд выступил из ныне не существующего казачьего посёлка Джида Балейского района, занял казачий посёлок Макарово, Усть-Теленгуй, вышел на деревню Кирочинскую, затем переправившись через р. Онон, вошли в село Чирон, здесь в отряд вступили местные добровольцы, в это время на Шиванде, что недалеко от Чирона, дислоцировались каппелевцы (отряд генерала Каппеля). Красногвардейцы провели разведку местности и двинулись выбивать Каппелевцев с Шиванды. Основной бой завязался у казачьего посёлка Завитая. У Завитой были тяжёлые бои дважды – первый бой произошёл между белогвардейцами атамана Семёнова и отрядом 4-го Ингодинского кавалерийского полка Погодаева, в котором командиром 5-й сотни кавполка был наш односельчанин Дедюхин Дмитрий Александрович, командиром партизанского отряда Якимов Сергей Платонович, помощником Стремецкий Николай Александрович – все они уроженцы и жители села Чирон. Это произошло в 1918 году. Второй бой был между красногвардейским отрядом Каратаева и отрядом генерала Каппеля (1920 год). И в первом и во втором боях победу одержали красногвардейцы.
В Усть-Теленгуе в 1875 году была построена Ильинская церковь .
Казачий посёлок Верхний Теленгуй основан в 1708 г.: казаки из Нерчинска шли по Теленгуйской и Макаровской падям, поэтому и заложен был Верхний Теленгуй и казачий посёлок Макаровский (с. Макарово) раньше Усть Теленгуя.
В 1891 году здесь была построена своя церковь, Ильинская, с таким же названием как и в Усть-Теленгуе.
Небольшое отступление - После построения церквей, крестьянские деревни уже могли именоваться селом, а казачьи посёлки оставались посёлками, но иногда назывались селом. Крестьяне переселённые по указу императора или императрицы, назывались государственными крестьянами, таких в нашем районе было два - крестьянское селение Чиронское и Уненкерское - они именовались селением. Усть-Чиронский - посёлок. Кироча село после 1881 года ( построена Николаевская церковь) В Кироче жили монастырские крестьяне с 1712 года относившиеся к Нерчинскому Успенскому монастырю. Дата основания Кирочи не известна. (образована до 1712 года).
Старинные дома сразу же выделяются от построенных в советское время и тем более современных. Сохранившиеся наличники на окнах, резные, красивые. Конечно, люди портят красоту дома, когда вставляют пластиковые окна, там я этого не увидел. В Усть - Теленгуе и в Верхнем Теленгуе, впрочем как и в Чироне и в других сёлах в округе, много заброшенных не жилых домов, которые сотни лет служили людям во благо, но люди предпочли этому благу, блага другие – комфортные условия. Чем больше комфорта получает человек, тем меньше он приспособлен к трудным ударам жизни. С каждым годом люди перестают замечать красоту которая нас окружает, по молодости едут за лучшей жизнью, где комфортнее и больше можно заработать (ведь сейчас ВСЁ измеряют деньгами, раньше такого не было) , забывают свои дома, где они родились, забывают родных и близких, друзей. Проходит много лет и человек понимает сколько он потерял, когда погнался за бОльшим. Конечно некоторые не по своей воле покинули свой родной дом, но в нашем 21 веке в основном по своей воле и находят оправдание – нет работы, нет хорошей врачебной помощи, образование слабее чем в городах и ещё кучу можно придумать причин. Когда смотришь на дома, в которых жили люди много много лет назад, которые их построили, построили без техники, без оборудования, своими руками в прямом смысле – крепкие, мощные, НА ВЕКА, возникает вопрос – как же это они тогда жили в таких «глухих» местах, без официальной работы, без медицинской помощи, естественно без всяких такси и интернета и так далее??? Почему никто из них не уехал в города, как сделали их потомки? Почему не бросили свою Родину, а жили здесь, строили, казаки охраняли границы Родины, крестьяне занимались животноводством и полеводством, обеспечивая и себя и те же Нерчинские сереброплавильные заводы ( которые были в ЛИЧНОМ владении императоров с Петра первого до Николая второго) обеспечивали монастыри и церкви продовольствием , обеспечивали проходящие отряды казаков и солдат в 1900 году во время Китайского похода, многие сами воевали и многие там погибли– обеспечивали БЕСПЛАТНО, по приказу Императора. Нам, современным жителям нашей всё той же России, ведь Россия была всегда и при императорах и при СССР и сейчас, нам не понять наших предков. Тем более не понять, как им на всё хватало времени – сеять, убирать, молотить, косить, печь, доить и ещё куча трудоёмкой деревенской работы. Без техники – руками. Они могли – мы нет.
В Верхнем Теленгуе, который окружён сопками с красивым берёзовым, сосновым, лиственничным лесом, а под сопками протекает небольшая чистая, прозрачная речка Теленгуй, где эхом отдаётся звонкий голос кукушки, стук дятлов, ощущается единство с природой. Старинные крепкие дома с резными наличниками, в основном заброшенные, где под крышей встречается дата постройки дома. Тишина, ни рычащих и пролетающих как пули, мотоциклистов, автомобилей. Кони, коровы, свиньи свободно гуляют по всему селу. Вот она – Свобода. Наверное демократия и должна выглядеть именно так – свобода от всего, от всех благ цивилизации, от городских комфортных условий, наедине с природой….
- Михаил Селезнёв - 13 июня 2024 (опубликовано 14 июня 2024)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 24