День памяти.
Детские годы Нонны прошли на Кубани – в селе, где её мать работала председателем колхоза. С детских лет она мечтала сниматься в кино, но война помешала сбыться её планам.
В оккупации в Краснодарском крае, на хуторе Труболет (Новоурупский) Отрадненского района ей приходилось прятаться от немцев, чтобы не угнали на принудительные работы в Германию. В 1943 году её семья переехала в Отрадную, а в 1944 году уехала с матерью в Ейск.
В 1945 году Нонна Мордюкова поступила на актёрский факультет ВГИКа в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
Наставники видели в ней героиню греческих трагедий и типажи масштаба Анны Карениной, хотя сама Мордюкова увереннее чувствовала себя на сцене в телогрейке и сапогах. Уже в студенческие годы за актрисой закрепилось амплуа «простой русской женщины».
Свою первую кинороль, которая сразу принесла ей признание и всенародную любовь, Нонна Мордюкова сыграла, ещё учась на 2-м курсе, в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948, Мордюкова – героиня краснодонского подполья Ульяна Громова).
В этой роли, сочетавшей высокую романтику с достоверностью факта и биографии, чернокосая красавица-казачка была ещё несколько скованной, что, тем не менее, не мешало ей с волнующей эмоциональностью сыграть в трагических сценах фильма.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1950, мастерская Бориса Владимировича Бибикова и Ольги Ивановны Пыжовой). В 1950-1991 годах — актриса Театра-студии киноактёра.
Приглашать в кино её не спешили: режиссёры продолжали видеть в молодой актрисе Улю Громову. Фильмов в ту пору снималось не так много, и о больших ролях приходилось только мечтать.
Заметным событием стала исполненная Мордюковой роль колхозницы Насти Огородниковой в фильме «Возвращение Василия Бортникова» (1952).
Молодая актриса была настолько правдива и убедительна в этом образе, что Всеволод Пудовкин хотел отдать ей главную роль. Замена тогда не состоялась, но кинематограф открыл наконец актрису Мордюкову – режиссёры стали доверять ей главные роли.
Удачей Нонны Мордюковой стала работа в фильме «Чужая родня» (1955, режиссёр Михаил Швейцер), где она с большой достоверностью сыграла Стешу Ряшкину. Героиня проходила путем долгого и мучительного взросления, порывая ради любви к мужу со своей семьёй.
Тяжесть и боль этого пути молодая актриса показала с потрясающей силой. Фильм стал во второй половине 1950-х годов определенным этапом в жизни Нонны Викторовны.
В ряде ролей, в том числе эпизодических, но запоминающихся, стала определяться и главная актёрская тема Нонны Мордюковой – тема простой и сильной женщины с трудной судьбой.
Своими работами она вдохновила драматурга Будимира Метальникова, написавшего специально для неё «Простую историю» (режиссёр Юрий Егоров).
Здесь Мордюкова исполнила одну из лучших своих ролей – молодую вдову Сашу Потапову, на чьи плечи неожиданно легло бремя председательства в отстающем колхозе.
Актриса играла драматизм и тяготы «светлого пути» из простых колхозниц в председатели, горечь безнадёжной любви и – преображение души, обретение достоинства.
В работе над ролью Мордюкова опиралась на впечатления детства, на опыт и жизнь собственной матери. Тогда уже стало очевидным, что кинематограф обрёл подлинно народную актрису – по корням своим, по жизненному опыту, по духу и мироощущению.
Сами повадка и стать Нонны Мордюковой, южнорусские выразительные черты лица, сильный грудной голос тоже вполне соответствовали представлениям о женщине из народа. Более того, они формировали эти представления, делая Мордюкову актрисой-символом, знаком подлинности, народным достоянием.
Большим актёрским достижением Нонны Мордюковой стала и Доня Трубникова в фильме «Председатель» (1964, режиссёр Алексей Салтыков). По сюжету Доня была отрицательным персонажем: жена единоличника, грубая, горластая спекулянтка, в довершение всего – прижившая ребёнка от фашиста-оккупанта.
Все это актриса подавала со свойственной ей психологической убедительностью, лишь исподволь – взглядом, интонацией – намечая второй план, драматизм и горечь Дониной судьбы.
Такое сложное понимание характера вообще свойственно Мордюковой, чьи драматические роли всегда глубже простой, хотя и точной обрисовки определенного социального типа.
В комедиях она невероятно метко схватывала именно социальные типы, будь то монументальная купчиха Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова» (1964, режиссёр Константин Воинов) или цепкая, хищная чиновница Пристяжнюк в фильме «Тридцать три» (1965, режиссёр Георгий Данелия).
А её ЖЕКовская активистка Плющ из «Бриллиантовой руки» (1969, режиссёр Леонид Гайдай) стала злой сатирой на известный тип назойливой дамы-общественницы.
Интересна работа Нонны Мордюковой в картине «Комиссар» (1967, режиссёр Александр Аскольдов), где актриса предстала в роли комиссара Вавиловой, забывшей за годы Гражданской войны, что она женщина, ненадолго вернулась к себе прежней, пока рожала сына. А потом опять ушла воевать.
Режиссёр тонко использовал присущее актрисе парадоксальное сочетание недюжинной силы и мягкой женственности.
Обобщающим стал образ Федосьи Угрюмовой в народной драме «Русское поле» (1971, режиссёр Николай Москаленко), где Мордюкова снималась вместе с сыном, Владимиром Тихоновым.
Безвременная гибель сына через несколько лет повторилась в реальности. Фильм имел большой успех у зрителей и явил собою образец народного кино – как и картина «Возврата нет» (1973, режиссёр Алексей Салтыков), в которой актриса играла простую деревенскую женщину Антонину Каширину, покинутую мужем ради невестки.
Оба фильма закрепили за Нонной Мордюковой право говорить от лица русских женщин об их тяжелой доле, несгибаемой воле и достоинстве. Это подтверждала и небольшая, но значительная роль солдатки Натальи в фильме «Они сражались за Родину» (1975, режиссёр Сергей Бондарчук), сыгранная в дуэте с Василием Шукшиным.
В конце 1970-х произошёл поворот в творческой биографии Н.В. Мордюковой. Виктор Мережко предложил ей круто сменить амплуа.
В фильме «Трясина» (1977, режиссёр Григорий Чухрай) Мордюкова сыграла роль матери, чья слепая любовь толкала сына к дезертирству, а затем и к гибели. Актёрская тема Нонны Мордюковой здесь буквально вывернута наизнанку, впервые эта органичная артистка со всею очевидностью играла роль.
Зато вторая попытка Виктора Мережко расширить границы амплуа Мордюковой привела к блестящему результату. В скандальной, скорой на суд Марии Коноваловой из «Родни» Никиты Михалкова (1981) не сразу узнавалась знакомая и новая Мордюкова.
Актриса играла на грани гротеска. Её неврастенический темперамент, металлические зубы, громкий хохот и заполошный крик озадачивали, раздражали.
За поступками этой деревенской тётки, неуклюже втиснутой в городскую жизнь, в её несовпадении зритель постепенно различает глубокое разочарование от утраты связей, отрыва от своих корней тех, кого она пытается соединить в бездушном городском мире: дочь, внучку, зятя.
Здесь нужна была именно Мордюкова с её актёрским багажом, искренностью и глубиной, всё очевиднее идущими вразрез с убогой современностью.
После «Родни» её приглашали лишь на случайные, эпизодические роли: режиссёры звали актрису «прийти и привнести» нечто своё в картины, где для неё не было материала.
Поэтому в постсоветской России народная артистка, уйдя из театра и практически не снимаясь, жила встречами со зрителями, писала книгу воспоминаний «Не плачь, казачка» участвовала в фестивалях.
Даже картина «Мама» (1999, режиссёр Денис Евстигнеев), специально поставленная «на Мордюкову», лишь подчеркнула диссонанс актрисы с современным кино – предложенный сценарий не позволил развернуться её незаурядному таланту.
Ещё одна попытка что-то сделать вразрез с главной темой Мордюковой (роль матери, погубившей сыновей) не принесла удачи – что не умаляет её авторитета и значения как одной из выдающихся актрис современности.
ЛИЧНОЕ:
Ещё учась во ВГИКе Нонна Мордюкова начала встречаться со своим однокурсником Вячеславом Тихоновым (1928-2009). 28 февраля 1950 года у них родился сын Владимир. Через некоторое время молодые родители поженились.
Этот брак продлился 13 лет и когда в 1963 году умерла Ирина Петровна – мать Нонны, они расстались. Их общий сын Владимир тоже впоследствии стал актёром.
Невестками Мордюковой были актриса Наталья Варлей и танцовщица Наталья Егорова. В июне 1990 года Владимир Тихонов умер от передозировки наркотиков. Потеря любимого сына стала самым большим горем в жизни актрисы.
Нонна Викторовна Мордюкова умерла поздним вечером 6 июля 2008 года на 83-м году жизни в Центральной клинической больнице города Москвы.
Похоронена актриса 9 июля на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой любимого сына – актёра Владимира Тихонова.
6 июля 2009 года, в годовщину смерти актрисы на её могиле на Кунцевском кладбище был открыт памятник.
Мемориал имеет вид чёрной стелы из карельского гранита, на котором выгравированы два портрета – самой Нонны Викторовны и её сына Владимира Тихонова. Ниже указаны даты их рождения и смерти. Само надгробие весит несколько тонн.
Внизу надгробия мастера выгравировали колосья, как напоминание о фильме «Русское поле», в нём актриса снялась вместе с сыном в 1971 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев