Цоя на картинке очень точно подходят к сегодняшней теме. Давно хотел понятно и просто рассказать о своей программе развития Сафоново, которую уже почти четыре года предлагаю реализовать нашим местным и областным властям. Но, судя по всему, властям это не нужно…
Занимаясь научной деятельностью, за прошедшее время опубликовал несколько статей, где описал необходимость такой программы и её содержание. Тем, кто захочет прочитать их, даю ссылки на:
• Необходимость перемен и анализ сложившейся ситуации – ссылка 1
• Структура программы и возможные проблемы её реализации - ссылка 2
Ну а теперь коротко, но о главном
Нужны ли перемены?
Да, очень нужны! Будем откровенны: Сафоново и Сафоновский район фактически вымирают. За постсоветский период город потерял 35% жителей, с 2010 г. – 15%, и сейчас их число – на уровне начала 1960-х годов (диаграмма – по ссылке 3). Это просто факт. И он свидетельствует о демографической катастрофе, которая не видна внешне, т.к. жилые дома как стояли, так и стоят. Только во многих квартирах, где ещё 35 лет назад бурлила жизнь, сейчас доживают свой век одни пенсионеры. Основная часть молодежи по окончании учебы уезжает и уже не возвращается. Потому что им, по большому счёту, некуда возвращаться: ни нормальной работы, ни будущего.
Можно ли повернуть деградацию вспять?
Можно ли сделать так, чтобы Сафоново и район стали привлекательным местом для жительства, и сюда приезжали, а не уезжали люди? Да, можно! Кто-то может не поверить, но опыт показывает, что обеспечить динамичное развитие небольших городов и районов можно, а, значит, нужно.
Что же надо сделать для этого?
Чтобы вместо деградации обеспечить для Сафоново активное, я бы даже сказал, прорывное развитие, прежде всего, необходимо принципиально иное, чем то, как это делают сейчас местные власти, управление городом и районом. Что имеется в виду?
Во-первых, у местных властей нет системного мышления. Что это такое, легко понять на примере Правил благоустройства Сафоново, о которых я уже неоднократно писал. Чиновники районной Администрации готовы сами ездить по территории и проверять выполнение Правил, что не дает почти никаких результатов, глядя на массу существующих нарушений. Вместо того, чтобы наладить механизм (систему), который будет самодостаточно работать, и который я им уже неоднократно предлагал. Итак, первое – местные власти неспособны наладить работоспособные для развития города механизмы управления.
Во-вторых, местные чиновники работают как простые клерки на местах, обслуживая лишь текущие нужды города и района, делая это по минимуму в рамках скудных финансовых средств. У них нет программы стратегического развития экономики и социальной сферы города и района, с амбициозными целями, которая давала бы надежду на лучшее будущее, и которой была бы подчинена вся их работа.
В-третьих, погрузившись в суету, они закрыты для всех дельных предложений, не желают выслушать и вникнуть в суть того, что им предлагается. Не говоря о том, чтобы заняться работой над перспективным развитием.
Все это и должна исправить антикризисная программа развития Сафоновского района, принятие и реализация которой есть единственный выход из создавшейся ситуации.
Структура программы
Состав программы определяется перечнем проблем Сафоново и района, которые являются причиной их деградации и мешают развитию. В программе два раздела, состоящие из подразделов, в том числе:
1. Мобилизация внутренних резервов, обусловленная изменением принципов работы органов местного самоуправления:
• Обеспечение действия нормативных документов.
• Борьба с неэффективным расходованием денежных средств.
• Мобилизация человеческого потенциала.
2. Увеличение финансовой обеспеченности района за счет следующих источников:
• Бюджет муниципального образования.
• Финансовые ресурсы из внешних источников.
• Содействие росту предпринимательской активности в местном сообществе.
• Товары, услуги и денежные средства, полученные за счет собственной предпринимательской деятельности муниципалитета.
В рамках каждого из направлений для решения соответствующих задач должен быть предусмотрен целый ряд мероприятий, каждое из которых для лучшего управления должно быть оформлено в виде отдельного проекта со своим бюджетом, целевыми показателями, календарным планом, и т.д. Я составил примерный перечень наименований таких проектов (ссылка 4), который безусловно должен быть уточнен и дополнен. Определить окончательный перечень проектов должна рабочая группа, состоящая из активных, креативно мыслящих представителей общественности, чиновников и депутатов.
Какие ждать результаты?
Уверен, первые результаты от реализации проектов, улучшающих качество управление городом и районом, - будут видны уже в течение первого года. Сафоново заметно преобразится, существенно улучшится управляемость коммунальным хозяйством, исчезнут многие вопросы по качеству местного управления. Также заметно оживится деловая активность – вследствие новых инвестиционных проектов в рамках механизма частно-государственного партнерства с участием муниципалитета. На второй год реализации программы многие проекты должны начать давать финансовую отдачу (прибыль), что существенно пополнит местный бюджет, а значит возможности дальнейшего роста качества жизни сафоновцев. Это непременно скажется на привлекательности нашего района, постепенно начнется рост численности населения. За этим последует рост спроса на жилье, жилищное строительство, дальнейшие прирост и улучшение объектов культуры и отдыха, и т.д.
Что для этого необходимо?
Чтобы разработать конкретную программу и начать её реализовывать, необходимо, чтобы власти этим заинтересовались. На наших чиновников особой надежды нет (а у вас есть?), всё время, когда я предлагал описанный выше подход, они очень активно сопротивлялись и не желали даже вникать в его смысл.
Надежда только одна – если вновь избранный в октябре Совет депутатов Сафоновского муниципального округа будет состоять из независимых депутатов, новых депутатов. Которые имеют своё мнение и способны принимать решения без оглядки на давление чиновников. Только в этом случае есть вероятность позитивных изменений. Уверен: депутаты от партии власти, молчаливые и безвольные, зависящие от власти бюджетники, на это неспособны. Проголосовать за кандидатов в депутаты от этой партии в нашей нынешней ситуации – значит поставить крест на будущем и Сафоново и Сафоновского района.
Вместо заключения
Тема развития города и района очень важная, непростая и объемная. В силу этого, а также ограниченности размера поста я не смог отразить все её детали и нюансы. Поэтому, если у вас, дорогие друзья, будут вопросы, пишите. Для этого поста я открыл обычно закрытые комментарии – чтобы, отвечая на ваши вопросы прояснить то, что осталось непонятным. Буду рад общению.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев