И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откр.5:8).
То есть, молитвы всех, кто находится в храме, как благоухающий дым, поднимаются к Богу, взывая у него приятие и благоволение. Также, как фимиам имеет приятный аромат, так и сердечная, искренняя, смиренная молитва приятна Богу.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть процесс каждения, чтобы понять его смысл и значение во время богослужения.
Каждение происходит с помощью кадила – металлической емкости, которая в литургической практике используется во время совершения богослужений и треб. Внутри кадила разжигается древесный уголь, на который насыпают ладан. При сгорании ладана выделяется благовонный дым – фимиам.
Каждение – это важнейшее символическое действие, совершаемое во время богослужения. Оно проводится в храмах с апостольских времен
История каждения
В главе 30 книги Исход Ветхого Завета написано, что сам Господь повелел Моисею соорудить в храме особый жертвенник, с помощью которого осуществлялось бы каждение. В те времена кадила были стационарные, переносить их могли лишь несколько человек с помощью специальных носилок. Таким образом, каждение в храмах было установлено с самого начала Церкви и проводилось священниками очень тщательно и благоговейно.
В Новом Завете написано, что волхвы, которые узнали о рождении Спасителя и пришли поклониться ему, в качестве даров принесли, в том числе, ладан. Это также говорит о значении каждения для Господа – самый первый дар.
Кадила, напоминающие современные, начали появляться во время богослужений с 6 века. Это также была чаша на трех цепочках, которые сходились вместе в руке священника. У первых кадил не было крышки, поэтому угли и ладан насыпали прямо во время каждения.
В Руси кадильницы повсеместно стали использовать с 11 века. Традиция пришла, как и многие другие, из Византии. Около 15 века кадила стали делать в форме символичного храма – к чаше добавилась крышка в виде купола с крестом и прорезями для доступа воздуха.
Кадило объединяет в себе огонь, уголь и ладан, помещенные в сосуд кадильницы. Святые отцы христианской Церкви толкуют их объединение следующим образом:
Огонь согревает, освещает, но и сжигает, поэтому он символизирует собой Божество. Огонь кадильного угля, соответственно, является символом божественной природы Христа; Уголь имеет земное происхождение, поэтому он символизирует человеческую природу Христа; Ладан символизирует приносимые Богу людские молитвы; Кадильница является образом Богородицы, вместившей в себя Невместимого Бога. Недаром в некоторых молитвах Богоматерь называют Кадилом Благовонным. Во время каждения священником на иконы и святыни, воздается хвала Господу и Святым. Каждение на людей означает благословение и схождение на них Святого Духа.
Каждение может быть полным и малым. Во время полного каждения священник или дьякон охватывает курением фимиама весь храм, иконы и молящихся. Люди, присутствующие в церкви, в этот момент должны поклониться в сторону кадила, но не обязательно крутиться вокруг себя, следя за прохождением служителя по храму. Ведь фимиам свидетельствует, что Дух Святой снисходит на всех, кто верует в Бога. Поэтому не стоит суетиться в такой важный момент, лучше будет понять и принять духовный смысл каждения.
Малое каждение осуществляется с амвона, при этом кадится алтарь, иконостас и предстоящие люди. Это значит, что воздается хвала и честь Господу от имени всех присутствующих в храме.
Перед каждым каждением священник произносит следующую молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.
Таким образом, благодать духовная незримо присутствует в храме в виде дыма, исходящего из кадила. Это должно укреплять верующих в том, что во время совместной молитвы Господь стоит рядом с ними.
П.С: Извините если ошибки, болят глаза, кружится голова
Комментарии 6