Один из способов их реализации — выход на зарубежные рынки сбыта. Малые компании, которые смогли выйти на экспорт, получают существенный стимул к развитию через прирост потребительской аудитории, освоение новых методов ведения бизнеса, развитие компетенций, рост стоимости бренда, отмечает директор Центра экономической географии и регионалистики Президентской академии Степан Земцов: «Из них могут позднее вырасти средние и крупные компании, которые изменят экономику страны».
МСП — это значимый драйвер для несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ), комментирует генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина. «Реализация мер поддержки, направленных на укрепление экспортного потенциала малого и среднего бизнеса, способствовала увеличению его вклада в экономику страны, расширению международного присутствия российских товаров и услуг. В 2023 году каждый седьмой доллар ННЭ обеспечен некрупными компаниями», — отмечает она. По данным Минпромторга России, объем ННЭ по итогам прошлого года составил $146,3 млрд. РЭЦ при этом поддержал около 16,2 тыс. компаний-экспортеров.
По словам Вероники Никишиной, сегодня 80% запросов малого бизнеса направлено на поиск покупателя за рубежом. Это включает такие меры поддержки, как участие в выставках и бизнес-миссиях, организацию b2b-переговоров, размещение продукции на маркетплейсах. Большинство мер поддержки доступно компаниям онлайн на государственной цифровой платформе «Мой экспорт», запущенной в 2020 году. За три с половиной года работы платформы количество зарегистрированных на ней пользователей увеличилось в 12 раз и на сегодня превысило 30 тыс. Количество услуг, доступных бизнесу, выросло с 14 до 126. В прошлом году субъектам МСП было оказано более 115 тыс. услуг, а за все время работы платформы — более 520 тыс. В этом году продолжится развитие платежного сервиса, перевод в «цифру» услуг от региональных центров поддержки экспорта, которые работают более чем в 80 регионах страны. Пополнится перечень цифровых финансовых продуктов от группы РЭЦ — в онлайн-формате можно будет получить дополнительные услуги по страхованию и кредитно-гарантийной поддержке.
Основная сложность для МСП в выходе на экспорт — встраивание в существующие рыночные экосистемы зарубежных стран, считает Марат Фаттахов: «Различия в обычаях делового оборота, правилах игры на рынке, правовых режимах повышают цену входа для МСП на рынки разных стран». По словам эксперта, большую работу в этой сфере ведет РЭЦ, который благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» реализует для экспортеров образовательные программы и помогает найти подходящий для компании экспортный рынок. Однако, по словам эксперта, в плане навигации для бизнеса не помешали бы дополнительные меры. В частности, он отмечает инициативу Минпромторга России под названием «точки индустриального присутствия», которая подразумевает создание за рубежом представительств с широким набором функций, включая поддержку проектов по формированию российских промышленных площадок и логистической инфраструктуры.
Запрос на образовательные и акселерационные продукты со стороны экспортеров действительно большой и продолжает расти, подтверждает гендиректор «Школы экспорта РЭЦ» Алисия Никитина: «Если в 2022 году нашими услугами воспользовались представители более 7,5 тыс. компаний, то в 2023 году ¬— почти 9,4 тыс. Всего же за прошедшие годы обучение по нашим продуктам прошли более 40 тыс. специалистов».
Наибольший спрос, по словам руководителя школы, сегодня существует на акселерационные программы для бизнеса разных масштабов, которые ориентированы не только на передачу знаний и компетенций, но и включают большой объем практических заданий, кейсов, активное взаимодействие с закрепленным за каждой компанией наставником. Цель таких программ — разработка экспортного проекта по выходу на новые рынки или бизнес-плана по развитию экспортной деятельности компании, а конечный итог — заключение реального экспортного контракта.
Среди других актуальных для экспортеров факторов Марат Фаттахов называет адаптацию продукции к требованиям зарубежного рынка (сертификация, лицензирование), обеспечение логистики экспортного сбыта и доставки продукции зарубежным потребителям, а также дополнительную финансовую помощь. По мнению эксперта, на первых двух вопросах должны сосредоточить усилия региональные центры поддержки экспорта и российские торговые представительства за рубежом, а в части финансов экспортерам для сокращения издержек может потребоваться дополнительная поддержка через кредитные программы Росэксимбанка и других финансовых институтов.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев