Червенъ, липень (также румянец года, краснолетье) – второй месяц лета, чьё название буквально означает «красный». В лесах всюду полно маленьких сочных плодов: ягод земляники, черники, голубики, смородины; на севере - морошки, на юге в садах - черешни, клубники, вишни. Луга сменили золотое свое платье на ромашковое: белый цвет лепестков отражает горячие солнечные лучи.
Жизни творец - Купало - солнце в эту пору не шутит: сжечь могут его ласки. Июль - владыка лета, краса лета, его надежда, середина цвета, зеленое пиршество года, месяц душистых ягод, медовых трав, щедрый сладкоежка, буйный, пышный и многоцветный. Только ночи, которые становятся длиннее, напоминают о том, что лето быстротечно.
1. ИМЕНИНЫ МЕСЯЦА — праздник, посвящённый чествованию ясного Месяца и его Вышних Покровителей — Велеса Рогатого и Мары Луноликой.
О сию пору выходят смотреть на «играние» Месяца. Если Месяц при восходе виден, то кажется как будто перебегающим с места на место, или изменяющим свой цвет, или то прячется за облаками, то из-за них выходит. Всё это происходит оттого, что Месяц справляет в этот день свои именины. «Играние» Месяца — примета счастливая: «На Афанасия Месяц на восходе играет — к урожаю».
2. ЛЕТНЕЕ МАКОШЬЕ (ЛЕТНИЕ МОКРИДЫ) — Святодень Макоши-Мокрины.
19 июля Макринин (Мокринин) день. Этот праздник был известен и еще под несколькими названиями: Летние Мокриды, день Водяной матушки, Мокринин день.
В народе примечали: «Коли Мокрида мокра, то и осень тоже, Мокрида суха — и осень суха», «Коли на Мокриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Мокриду — осень сухая», «Коли на Мокриду дождь — вся осень будет дождливая, и не будет орехов — все повымокнут». День Летних Мокрид считался важным и для будущего года: «Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь».
3. ПЕРУНОВ ДЕНЬ — великий Святодень всех воинов-защитников Родной Земли, а тако же всех честных радарей-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры» (сглазы и порчи) и многие болезни.
Отмечали 20 июля Перунов день. В народе говорили: «До Перуна облака ходят по ветру, а с Перуна начинают ходить против ветру», «На Перуна до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Перунова дня дождь в закром, а после Перунова дня — из закрома», «Перун словом дождь держит и низводит», «Перун грозы держит, Перун хлебом наделяет», «С Перунова дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Перунова дня в поле сива коня не увидать — ночи тёмные». «Перун — косьбе срок», — то есть заканчивается сенокос и начинается жатва { С первого обмолота ржи было принято выпекать хлеб нового урожая и угощаться им. Такой хлеб называли «зажиночным» и благословляли как «новину».}, «Перун в воду льдинку уволок», — по поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела { Тако же говорили: «На Перунов день олень копыто обмочил — стала вода холодна».}.
Перунов день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Перунов день снопов не мечут: грозой спалит». В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Тако же на Перунов день перегоняли пчёл, подчищали ульи, подрезали первые соты, отсюда присловица: «Богат, как Перунов сот».
Различали Перуна Мокрого и Перуна Сухого: Мокрым его величали во время просьб о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время просьб о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.
Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, готовили обрядную сурицу. В самом начале празднества добывали трением или линзой Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев