С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Сегодня хотелось бы поговорить на такую тему как дни поминок — 3,7,40 и 52 день после смерти! О том, что делать если умер родственник мы уже писали.
Прежде чем начать мы скажем, о люди, задумайтесь, какой довод приводят люди, которые считают, что нужно проводить такие обряды по истечению определенного срока будь то 3, 7, 40, 52 дни..
Их доводами являются лишь слова:
«Так делали наши отцы, бабушки, дедушки...»
В первую очередь мы мусульмане, мы должны руководствоваться Кораном и Сунной Посланника Аллаха мир ему и восхваление Аллаха, а не делать то, что делали наши предшественники.
Аллах Всевышний сказал: «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», — они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (сура 2; аят 170)
Этот вопрос можно обсуждать бесконечно долго, надеюсь кому-то это напоминание принесет пользу, ведь Всевышний Аллах в своей книге говорит: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим». (сура Рассеивающие прах; аят 55)
С дозволения Аллаха начнем.
Первое, наша религия Ислам, полна и совершенна. После смерти посланника Аллаха мир ему и восхваление Аллаха, Ислам не нуждается в дополнениях и “иджтихадах“ в делах “ибадата” [поклонения].
Поклонение - это все дела и слова, скрытые (в сердце) и явные (на делах), которые любит Аллах и доволен ими.
Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою Милость, и доволен Я для вас Исламом как религией". (Сура Трапеза; 3 аят).
Посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха неоднократно повторял в своих хутбах: "… лучшая речь - Книга Аллаха, и лучшее руководство (худа) - руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей – нововведения (бид'а), и всякое нововведение – заблуждение, и всякое заблуждение – в огне". (Передал Ан-Ниса'и в Ас-Сунан, Салят Аль-'Идайн, Баб кейфа Аль-Хутба, 1560. Сообщения с тем же самым смыслом были переданы через Джабира - Ахмадом, через Аль-'Ирбада ибн Сарийа - Абу Даудом и через Ибн Мас'уда - Ибн Маджа.)
Пророк да восхвалит его Аллах и приветствует сказал: "Кто бы не внес нововведения в это наше дело (Ислам), это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3242.)
Второе, организация и справление поминок, угощение гостей, также относится к разраду «нийаха» - запрещенного причитания над покойным.
Сообщается, что Джарир ибн ‘Абд-у-Ллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Мы считали, что собрание у семьи умершего и приготовление еды после его похорон являются проявлением запрещенного причитания над покойным».
Этот хадис передали Ахмад 2/204, Ибн Маджах 1612. Аль-Бусыри и шейх аль-Албани назвали его иснад достоверным. То же мнение высказал шейх Ахмад Шакир (6905). Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Достоверный хадис». 2/204 Этот хадис из «Муснада» Джарира ибн ‘Абдуллах аль-Баджали и имам Ахмад привёл его здесь и потом не упомянул его в «Муснаде» Джарира.
Имам ас-Синди в отношении слов: «Мы считали», сказал: «Это по положению указывает на единогласное мнение (иджма’) сподвижников в этом вопросе». (См. «Шарх Сунан Ибн Маджах», 2/275.)
Также передается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха сказал: «Два (дела, которые совершают) люди, являются (признаком) их неверия: поношение происхождения (других) и громкие причитания [нияха]по покойному». (Этот хадис передали Ахмад (2/496) и Муслим (67) со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» (138), «Шарх ат-тахавия» (377), «Мухтасар Муслим» (55)).
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, покойный подвергается мучениям (в своей могиле) из-за того, что по нему причитают живые». (Этот хадис передали аль-Бухари 1290 и Муслим 927 со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1969).
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что пророк, да восхвалит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, покойный подвергается мучениям из-за того, что по нему причитают члены его семьи». (Этот хадис передали Ахмад 1/42, аль-Бухари 1286, Муслим 928, Абу Дауд 3129, ат-Тирмизи 1004, ан-Насаи 4/15. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1970, «Ахкамуль-джанаиз» 28).
В наше время многие люди ввели организовывать «Ашлар» и приглашать людей на поминки на третий, седьмой или сороковой пятьдесятвторой день после смерти, а также каждый четверг. Все это является новшеством и ересью. Посланник Аллаха, да восхвалит его Аллах и приветствует, не поступал таким образом и не учил нас этому. Ни один сподвижник пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не поступал так, и мусульманин всегда должен помнить об этом. (См. Мухаммад ан-Наджди: «Некоторые правила похорон», пер. Э. Р. Кулиева.)
Третье, я сейчас обращаюсь к тем кто проводит как «мулла» такие меджлисы и устанавливают какие-либо конкретные даты для проведения каких-либо поминок, милостыни и т.п., все это нуждается в доводе. Если это не делал Пророк мир ему и восхваление Аллаха, а ведь все мы знаем, что умирали его сподвижники и он читал по ним Джаназа и не делал никаких поминок, то как ты можешь это делать, о мискин?!
Четвертое, шейх Ибн Баз сказал: «Члены семьи покойного не должны заниматься приготовлением еды для тех, кто пришёл на соболезнование, им не следует собирать людей для угощения, поскольку они заняты трауром. Однако тем, кто посещает их для соболезнования, не надлежит подолгу задерживаться в этой семье, чтобы не утруждать их и не смущать, вынуждая прибегать их к угощению. Напротив, пришедшим для соболезнования следует после соболезнования покинуть их, не задерживаясь и не утруждая их. Но если люди приехали для соболезнования издалека, в качестве гостей, то в таком случае нет проблем приготовить им еду в качестве гостеприимства». (См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 1/1128.)
И перед тем как закончить скажем, о том, что принесет пользу умершему:
Важнейшим из того, что приносит пользу умершему, являются благие деяния, совершенные им самим!
Со слов Анаса ибн Малика да будет доволен им Аллах сообщается, что посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха сказал: «Трое последуют за покойным (на кладбище): члены его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся двое, а одно останется с ним. Вернутся назад члены его семьи и его имущество, а дела его останутся». (аль-Бухари 6514, Муслим 2960).
2. Мольба за умершего.
Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них (сподвижников), говорят: "Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!"» (сура Сбор; аят 10).
Сюда же относится и молитва джаназа.
Наилучшей мольбой за умершего является мольба его праведных детей. От Абу Хурайры со-общается, что посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха сказал: «Поистине, мусульманина будут возвышать степенью в Раю, и он спросит: “За что мне это?” Ему ответят: “Твой ребенок испрашивал для тебя прощения”». (Ахмад 2/509, Ибн Маджах 3660, ад-Дыйя 1/55. аль-Бусыри подтвердил достоверность хадиса.)
3. Знание, которому умерший обучил людей или построение чего-либо полез-ного в качестве милостыни, чем будут пользоваться люди даже после его смерти.
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они совершили, и то, что они оставили после себя» (сура Йа син; аят 12).
Передают со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха да восхвалит его Аллах и приветствует сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются, за исключением трех: непрерывной милостыни; знания, которыми могут пользоваться люди; или праведных детей, которые станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». (Муслим 3/1255.)
Также сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха сказал: «Поистине, из числа деяний, которые принесут верующему пользу после его смерти являются: знание, которому он обучался и распространял; праведный сын, которого он оставил; Коран, который от него унаследовали, или мечеть, которую он построил, или дом, который он построил для путников, или река, которую он провел, или милостыня, которую он вычислил из своего имущества, будучи живым и здоровым, которая принесет ему пользу после его смерти!» (Ибн Маджах 1/106, Ибн Хузайма 2490, аль-Байхакъи 3447. Хадис хороший.)
Сюда же относится и благодеяния праведного ребенка.
Благие деяния детей будут записываться и их родителям мусульманам, и при этом их собственная награда ничуть не уменьшится, ибо дети являются тем, что приобрели родители, посланник Аллаха мир ему и восхваление Аллаха сказал: «Лучшим из того, что использовал человек, является то, что он заработал, и поистине, ребенок его из того, что он приобрел». (Абу Дауд 2/108, ан-Насаи 2/211, ат-Тирмизи 2/287. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Абу Хатим, Абу Зур’а и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).
4. Милостыня (садака) за умершего.
Сообщается, что отец ‘Амра да будет доволен им Аллах, при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но умер, так и не выполнив своего обета. Его сын ‘Амр спросил пророка мир ему и благословение Аллаха, пойдет ли на пользу его отцу то, что жертвоприношения за него совершит он. Пророк да восхвалит его Аллах и приветствует ответил: «Если твой отец был мусульманином, то твое жертвоприношение и твой хадж за него принесли бы ему пользу». (Абу Дауд 2883, аль-Байхакъи 6/279, хадис хороший).
Также посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Если бы твой отец был единобожником, то и твой пост, и твоя милостыня за него принесли бы ему пользу». (Ахмад 2/182, хадис достоверный).
Лучшей милостыней за умершего является та, которая наиболее уместна и полезна. Сообщается, что когда умерла мать Са’да ибн 'Убады да будет доволен им Аллах, он пришел к пророку мир ему и благословение Аллаха и сказал: “О посланник Аллаха, мать Са’да умерла. Так, какая же садака будет наилучшей?” Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Вода!» После этого Са’д выкопал колодец и сказал: "Это за мать Са’да".(8 Абу Дауд 1681. Хадис хороший).
Люди, жившие в пустыни, больше всего нуждались в воде, и поэтому пророк мир ему и благословение Аллаха сказал, что наилучшей милостыней будет вода.
5. Также, если кто-либо из родных покойного выполнит обет за умершего, или возместит за него обязательные дни поста, или совершит за него хадж и ‘умру, то это пойдет ему на пользу.
Сообщается, что Са’д ибн ‘Убада сказал пророку (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, моя мать умерла, а на ней невыполненный обет!” Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал: «Выполни его за нее». (аль-Бухари 5/440, Муслим 6/76).
Но тут необходимо дополнить! Однажды пророк мир ему и благословение Аллаха услышал, как один человек говорил во время хаджа: “О Аллах, вот я перед тобой от Шубрумы”. Пророк мир ему и благословение Аллаха спросил его: «Кто такой Шубрума?» Он сказал: “Это мой брат”. Пророк мир ему и восхваление Аллаха спросил: «А совершил ли ты хадж за себя?» Он сказал: “Нет”. Пророк мир ему и благословение Аллаха сказал ему: «Сначала соверши хадж за себя, а затем за Шубруму». (Абу Дауд 1811, Ибн Маджах 2903. Достоверный хадис). Этот хадис указывает на то, что человек, желающий совершить хадж за кого-то, должен сначала совершить его за себя.
Сообщается от Ибн ‘Аббаса да будет доволен им Аллах, что один человек сказал: “О посланник Аллаха! Моя мать, которая должна была поститься в течении месяца, умерла. Так следует ли мне поститься за нее?” Посланник Аллаха мир ему и благословение Аллаха сказал: «Да» и добавил: «Ведь долг Аллаху более всего заслуживает, чтобы быть оплаченным». (аль-Бухари 1953, Муслим 2/153.)
Важные примечания:
1. Главным условием того, чтобы все упомянутое выше, принесло умершему пользу, является исповедание им при жизни Ислама, т.е. он должен быть мусульманином, как об этот сказал пророк мир ему и благословение Аллаха, в выше приведенных хадисах: «Если твой отец был мусульманином [единобожником], то твое жертвоприношение за него, твой хадж, [пост и милостыня] за него, принесли бы ему пользу».
2. Не любое благое деяние приносит пользу умершему, а только те, которые узаконены шариатом. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Свою Милость, и доволен Я для вас Исламом как религией». (Сура «Маида», 3 аят).
Также Пророк мир ему и восхваление Аллаха сказал: «Кто бы не внес нововведения в это наше дело (Ислам), это будет отвергнуто». (Муслим 3242).
Например, человек, совершивший добровольную молитву, не может сказать: «О Аллах, отдай награду за эту молитву такому-то моему умершему. Так же, как и прочитав Коран или же призвав людей к истине (за что, несомненно, мусульманин получает награду) нельзя сказать: «О Аллах, отдай эту награду такому-то моему умершему». Если бы любые благодеяния приносили пользу умершему, то не было бы необходимости сподвижникам пророка мир ему и благословение Аллаха постоянно спрашивать его, принесут ли пользу те или иные благодеяния их умершим, и не было бы необходимости выделять некоторые из благодеяний, а было бы просто указано на обобщенность этого принципа.
3. Как вы можете сами увидеть, нигде не упоминается о таких числах, что после похорон нужно делать обязательные Дуа через 3, 7, 40, 52 дня, приглашая к себе как называемых «мулл».
Аллах Всевышний сказал «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура 51; аят 55)
Я прошу Великого и Всемогущего Аллаха, чтобы Он сделал нас в числе тех, кому Он облегчил праведный путь, и чтобы Он одарил нас благочестием и безопасностью как в этом мире, так и в будущей жизни.
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду и всем сподвижникам!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев