Почему одни люди каются и их жизнь изменяется, а другие вроде бы тоже каются, но в их жизни всё остаётся по-прежнему? Оказывается, к покаянию можно подходить по-разному. Пример покаяния без положительных перемен демонстрирует Иуда Искариот, и мало того, опыт «метанойи» загоняет его в петлю:
Мф.27:3-5. «Тогда Иуда, предавший Христа, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать серебренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив серебренники в храме, он вышел, пошел и удавился».
Парадоксальный результат такого покаяния красноречиво выявляет его формальность – Иуда пытается восстановить отношения с людьми, а не с Богом. При всём внешнем пафосе такого социального покаяния, в котором отсутствует переоценка себя перед лицом Бога, нравственные ценности человека не изменяются, и все видимые перемены носят временный характер. И соответственно жизнь такого человека и его отношение к окружающим в целом будут оставаться прежними – предатель, предаст снова.
Ещё один пример социального покаяния демонстрирует царь Саул:
1Цар.15:30. « И сказал Саул: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему».
По сути, Саулу нужен Самуил, чтобы перед лицом общества подтвердить его политическую легитимность, взамен чего Саул готов поклониться Господу – это естественно не имеет никакого отношения к покаянию – это тоже чистый формализм. Здесь такая же как у Иуды Искариота исключительно горизонтальная соотнесенность ради собственной выгоды, ну и, как ни странно, жизнь Саула тоже заканчивается суицидом.
Принципиально другой подход к покаянию мы можем видеть на примере известной притчи Христа о блудном сыне:
Лк.15:21. «Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим».
В покаянии блудного сына присутствует соотнесение себя с Богом: «Я согрешил против неба…», то, чего нет у Иуды и Саула. Понятно, что он просит прощение и у отца, но прежде всего он видит свою неадекватность по отношению к Богу. Именно такой подход к покаянию, где человек восстанавливает отношения в первую очередь с Богом, приносит человеку реальные перемены. Блудный сын в результате своего покаяния не идёт вешаться, он обутый, и одетый идёт на пир.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2