Сергей Татауров:
«В ходе сбора материалов по семье Айтикиных я столкнулся с тем, как неравноценно оценивается в отечественной исторической науке деятельность русских и «инородцев. В монографическом труде Гончарова и А.Р. Ивонина (2006) в списках купцов г. Тары I и II гильдий Айтыкины отсутствуют. Только работая с архивами, и по публикациям других историков узнаешь, что эти купцы входили в гильдии, занимали очень высокое место в городской жизни города Тары. В работах, посвященных русско-китайским торговым отношениям, истории «Чайного пути» подробно рассмотрены представители русского купечества и практически ничего нет по бухарским купцам, а ведь именно они были первооткрывателями этого торгового пути. Поэтому хочется надеяться, что история Айтыкиных будет написана и эта семья займет достойное место в ряду людей, внесших большой вклад в развитии Сибири».
Айтыкины - Тарские купцы 1-й и 2-й гильдий. Основатель династии – потомок исламского миссионера из Ургенча Дин-Али ходжи А. Ярымов, основавший бухарскую слободу в Таре. В ревизской сказке 1795 г. Хайдар записан как Айтыка Ярымов, сообщает омский историк С.Татауров. Годы жизни Хайдара - 1752 - 1808. Он оставил после себя четырех сыновей: Мухаммади, Ярым Сеид, Нияз, Карымшак.
Наибольшую известность из детей Хайдара обрел Нияз Айтикин. Когда русские купцы начали развивать торговлю с Китаем они пришли в Кяхту путем, «проторенным» Айтикиными.
«Торговали к тому времени на Кяхте Тарские бухарцы Айтыкины. Тарские купцы еще в XVIII в. поставляли к китайской границе пушнину, в основном местного горностая, пользовавшегося большим спросом. Но со временем интенсивное наступление человека на природу внесло свои коррективы в номенклатуру купеческих товаров», - сообщает тарский историк А.Жиров.
Ирбитская ярмарка, где сибирские сеиды имели свои ряды
Выполняя задание Западно-Сибирского генерал-губернатора, Нияз Айтикин вместе с братом Кармышаком открыл в 1828 году короткий караванный путь от Омска до Коканда.
Как уже установлено, Нияз Айтикин ушел из жизни в 1847 году и похоронен на кладбище д. Себеляково Тарского района Омской области. Надмогильный камень - кайрак - был обнаружен в 2006 году в ходе этнографической экспедиции Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (рук. к.и.н. С.Н. Корусенко) в д. Себеляково. Надпись на камне была расшифрована Д.Мухамедшиным и А.Бустановым и в переводе на русский язык выглядит так:
(1) Это место упокоения
(2) Хаджи Нийаза сына Хайдара умершего
(3) по душе
(4) благословление.
(5) В марте 1847 года в мир вечности переселился.
(6) Да будет обширна милость Аллаха.
Как отмечает А. Бустанов, по данным информантов, деревенское кладбище было перенесено ближе к камню с другого места лет тридцать назад. До этого памятник стоял одиноко. Тот факт, что изучаемое надгробие стояло отдельно, объясняется просто - здесь располагался фамильный склеп торгового дома Айтикиных, к которому принадлежал Нийаз Хайдар. По мнению информанта Ш.Алтынбаевой, на кладбище в Себеляково «хоронили только богатых из Тары».
У Нияза Айтикина было четверо сыновей - Абдул-Фаттах (на фото в музее 19-й школы), Рахматулла, Насретдин, Наджмитдин.
Братья-купцы
Старший из братьев Абдул-Фаттах владел в Таре кожевенным заводом, имел магазины в Павлодаре, Верном, Семипалатинске, в китайском Чугучаке, Кульдже. Торговал галантерейными, гастрономическими товарами и мануфактурой. За границу вывозил пшеницу, заготовлявшуюся ими через своих доверенных лиц, а также многочисленных мелких и средних купцов.
Рахматулла Айтикин возил за границу пшеницу через порты Балтийского моря, вел меновую торговлю с финнами, открыл в Таре стекольный завод. Айтикиным приходилось выполнять и правительственные заказы по изготовлению сукна для солдатских шинелей. За успешное выполнение заказов братья Айтикины в 1868 г. получили от царского правительства звание потомственные почетных граждан и правительственные награды.
Наиболее колоритной фигурой из «Торгового дома Айтикиных», замечает тобольский историк З. Тычинских, был младший сын Нияза - Насретдин Айтикин, который наиболее лучше чувствовал требования периода бурного развития капитализма в России. Если старшие братья и отец тяготели к торговле среднеазиатскими товарами и в этом смысле оставались «азиатскими купцами», то в Насретдин Айтикин много учится, изучает русский язык и литературу, современные системы бухгалтерского учета торговых и промышленных предприятий в России и за границей, много путешествует, в перечне столиц, где побывал Насретдин: Петербург, Берлин, Париж, Стамбул, Каир, священные города Мекка и Медина.
Наряду с предпринимательской деятельностью братья активно занимались благотворительностью. Еще их отец и дед финансировали строительство первой в Сибири каменной мечети в Таре. Любопытно, что строительство ее началось еще до известного указа императрицы Екатерины о создании Магометанского Духовного Собрания. В плане Тары за1775 г. уже присутствует отметка о строящейся каменной мечети, а указ Екатерины был, как известно, в 1788 г. Абдул-Фаттах содержал на свои средства тарское медресе. Братья строили мечети в татарских аулах, в городе Павлодаре. Насретдин Айтикин открыл в Таре библиотеку.
Первая каменная мечеть Сибири, построенная в Таре Айтикиными
Сибирские сеиды и купцы Айтикины (автор Калиль Кабдулвахитов - islamrf.ru )
Старая фотография
В музее 19-й школы Тобольска на экспозиционном стенде представлена старинная фотография, которой более ста лет. На снимке три почтенных мусульманина. В центре казначей общества мусульман-прогрессистов, гласный городской думы Тохтасын Аймухаметов, организовавший строительство первой каменной мечети в Тобольске, ныне действующей, кстати. По бокам от него зятья: справа тобольский купец Мухамад-Сафар Ченбаев, женатый на дочери казначея Латифе, слева купец из города Тара Абдул-Фаттах Айтикин, женой которого была Бибиш - дочь Тохтасына-хаджи от второй жены.
Фотография из музея 19-й школы Тобольска
Такие сведения по личностям на фото заведующая музеем Равиля Кутумова получила в свое время от внучек Тохтасына-хаджи - Зайтуны и Раузы. О купцах Айтикиных из рода сеидов, одном из богатейших бухарских кланов в Тобольской губернии, написано краеведами немало, но тут в музее я впервые увидел фотографию представителя знаменитой семьи.
Абдул-Фаттах приходится родным братом не менее известным купцам Рахматулле и Насретдину Айтикиным. Один из документов госархива Омской области за 1868 год гласит: «Тарский 1-й гильдии купец бухарец Рахматулла Ниязович Айтикин и его брат Насретдин 7 июня 1868 года были пожалованы царем, согласно представлениям генерал-губернатора Западной Сибири и военного министра серебряными медалями: Рахматулла Айтикин - на Александровской ленте и Насретдин на Станиславской ленте за услуги, оказанные Военному министерству».
От Кяхты до Ирбита были раскиданы торговые точки и предприятия Айтикиных. Их пароходы «Работник» и «Тара», построенные на Тюменской судоверфи, курсировали по Тоболу и Иртышу по линиям Тюмень-Тобольск-Павлодар-Семипалатинск. Особое уважение у народа, однако, вызывало не богатство Айтикиных, а их родословная: сеидами и ходжами, называли их «магометане» Тобольской губернии.
Потомки
История Тары напоминает историю двух других старинных культурно-деловых центров Зауралья -Тобольска и Ирбита. До строительства Омска московский тракт, соединявший Сибирь с Европой, проходил через Ирбит-Тобольск-Тару и шел далее в Томск, что способствовало развитию этих городов. С открытием железнодорожного сообщения через Екатеринбург-Тюмень-Омск старинные центры потеряли прежнюю роль, но братьям-купцам банкротство не грозило. Их магазины успешно работали и в новых центрах по новой «дороге жизни». Внуки Нияза Хайдара продолжали дело «Торгового дома Айтикиных» вплоть до революции. До сталинских репрессий, по всей видимости, они уже не дожили. Красный террор пришелся на время правнуков и праправнуков. На сайте международного правозащитного общества «Мемориал» в списке жертв репрессий упоминаются Айтыкины, уроженцы Тары, проживавшие на момент ареста в Таре и казахстанском Павлодаре.
Айтыкин Ади Назирович, родившийся в Таре в 1880 г., приказчик-торговец в Павлодаре. Арестован 26 декабря 1937 г., приговорен тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской области по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 6 марта 1938 г.
Айтыкин Махмуд-Рифат Абейдулович, родившийся в Таре 1892 г. Арестован 15 октября 1937 г. Приговорен тройка при УНКВД по Омской области, расстрелян 5 ноября 1937 г. в Таре.
Айтыкин Миркадам Каршакович. Родился в 1872 г. в Таре, приемщик кожи в Павлодаре. Приговорен тройкой УНКВД по ВКО 29 декабря 1937 г. к ВМН.
Айтыкин Тауфик Назырович. Родился в 1883 г. в Таре; татарин; кассир окрпотребсоюза г. Тара. Расстрелян 5 ноября 1937 г.
Айтыкин Якуп Сейтфатталович. Родился в 1884 г. в Таре, маслодел, проживал в Павлодаре. Приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по ВКО 15 февраля 1938 г. по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Каменную мечеть в Таре разрушили в 1935 году на комсомольском субботнике. В нижнем посаде города сохранился один из домов. Раньше, как информирует портал «Тарагород», в здании располагалась вечерняя общеобразовательная школа, в настоящее время оно пустует.
Сохранившийся дом Айтикиных в Таре
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1